«760 лет уникальных историй. Расскажу свою»
Львов продолжает отмечать дни города, которые в этом году начались вместе с Пасхальными праздниками. Вообще на период Пасхальных праздников большая часть львовян старается вырваться куда-то за город, особенно если есть возможность мирно провести праздник с семьей в селе. Почему? Потому что порой кажется, что на Пасху во Львов съезжается едва ли не вся Украина. На той же городской весенней ярмарке в прямом смысле яблоку негде упасть из-за безумного наплыва туристов. И так по всей исторической части города. И это прекрасно для Львова, который продолжает доказывать и утверждать статус туристической Мекки Украины.
Как раз в субботу, 7 мая, прошли основные торжественные события дней города Льва. В целом, к празднованию 760-летия города для львовян и их гостей приготовили немало самых разнообразных мероприятий. Также было реализовано несколько десятков интересных инициатив. Все это проходит под официальным лозунгом празднования — «760 уникальных историй города». Мне, в частности, пришелся по душе запуск тематического интернет-ресурса со слоганом «760 лет уникальных историй. Расскажи свою». Здесь, кстати, можно найти свежую серию замечательных рекламных роликов Львова, однако главная особенность этой платформы заключается в том, что с ее помощью каждый львовянин или гость города может поделиться своей уникальной историей, если, конечно, она этого действительно стоит. Не для этого сайта, а для «Дня» решил рассказать свою «историю», которая впишется в канву последних сообщений, посвященных теме брендинга и продвижения города.
Рассуждая на тему продвижения, неоднократно подчеркивал, что за образец для подражания украинским городам следует выбирать именно Львов. Именно с городом Льва можно и нужно в этом вопросе советоваться и координировать свои действия. Почему в плане продвижения и брендинга города существенного прогресса удалось достичь именно львовянам? Почему именно бренд Львова считается сегодня сильнейшим в Украине? Кроме исторически заложенного культурного потенциала, судьбоносную роль сыграл тот факт, что именно здесь осознали и реализовали основную формулу развития города. Власть, бизнес и общественный сектор попытались наладить диалог, и им это удалось. Все стороны поняли, что сотрудничество в вопросе продвижения города выгодно им всем. Как следствие, теперь они пожинают заслуженные плоды. Львовянам понадобилось немало времени и усилий, чтобы достичь ощутимого прогресса и вывести бренд Львова на нынешний уровень. Во время встречи с командой, которая отвечает за стратегию формирования львовского бренда, подчеркивалось, что туристический прорыв города Льва произошел не после «Евро-2012», а после празднования 750-летия Львова.
Не хочу превратить свою «историю» в сплошную оду Львову. Признаюсь, что во время путешествий по другим уголкам Украины неоднократно приходилось слышать, когда меня называли «настоящим патриотом своего города». Так оно и есть. Однако закрывать глаза на очевидные недостатки будет неправильно. Архитектурной красотой Львова невозможно не восхищаться, однако также сложно не заметить, что многие местные старинные здания сильно обветшали.
Некоторые не просто припали исторической пылью, но и уже успели превратиться в руины. Эти сооружения вы не увидите в красивых рекламных роликах, но обязательно обратите на них внимание во время прогулки по местным улочкам. Реставрировать? Принято жаловаться на нехватку средств, хотя, на мой взгляд, проблема в дефиците желания. Ведь удобнее просто дыры в развалившихся домах замаскировать, продолжив улучшать оправу для розовых очков туристов. Откровенно говоря, задумываюсь об этой проблеме достаточно часто. Поводом для размышлений становится разваленное здание, расположенное прямо за знаменитым Оперным театром, руины которого удачно маскируют за гигантскими рекламными баннерами. Кстати, вывеска «ЄВРО-2012» затерлась уже до дыр непристойного размера. Заменить вывеску? Нет, лучше отреставрировать здание.
О проблемах инфраструктуры вообще лучше промолчать, ведь Львов в этом вопросе точно далеко от остальных городов Украины не убежал. Кстати, какие примеры для подражания можно посоветовать самому Львову? Десятки городов мира сейчас можно перечислить, однако оптимально будет порекомендовать обратить внимание на города с польской границей, до которых отсюда рукой подать. Следует признать, что в этом направлении город Льва и пытается работать. Вспомним, что апрель в польском городе Вроцлав был объявлен «Месяцем Львова». А в понедельник, 9 мая, на львовской площади Рынок состоится инаугурация титула «Европейская столица культуры 2016». В этом году именно Львов вместе с Вроцлавом разделил титул «Европейская столица культуры». Важно, что впервые в истории этого конкурса участником стал город за пределами Европейского Союза. Без сомнения, Львов был, есть и будет мостиком Европы в Украине. Тем не менее, городу важно постоянно совершенствоваться во всех сферах. Львову удается должным образом представить себя за рубежом. Для самой Украины город Льва должен стать своеобразным локомотивом, ярким примером развития города. Для этого нужно приумножать количество успешных историй, удачных инициатив и проектов, примеры которых можно было бы распространять на уровне государства.
Львову удалось совершить серьезный туристический прорыв. Какого рывка можно еще ожидать от города? Думаю, акцентировать внимание необходимо на развитии IT-технологий. Львов по праву называют одной из столиц IT-сферы Украины, не нужно нечто большее. Технологии необходимо интегрировать в повседневную жизнь города. В этом направлении работа ведется — постепенно реализуется и внедряется электронная «карта львовянина» и «кабинет жителя». Но пока город прогрессирует в этом плане очень маленькими шагами. Мне, как львовянину, очень хотелось бы, чтобы именно Львов стал своеобразным локомотивом внедрения электронного управления в Украине. Думаю, так оно и будет. Больше интересует, какими темпами будет развиваться этот процесс. Продолжая тему, обязательно следует вспомнить, что в сентябре 2015 года во Львове объявили об амбициозном намерении создать так называемый «Креативный квартал». Этот проект является частью стратегии развития города, которая должна превратить Львов в smart city — современный город, комфортный для инноваций. Воплотить в жизнь это можно будет опять же только благодаря вышеупомянутому постоянному диалогу власти, бизнеса и общественного сектора.
В вопросе развития туризма, жизненно необходимой составляющей львовского бренда, город уже достиг немалых успехов. Однако сейчас время диктует новые условия, формируя для львовян очередной вызов. Убежден, что следующий прорыв Львова уже не за горами. Будущее, очевидно, за инновациями, то есть «умными городами». Только время покажет, когда Львов станет настоящим smart city.