Без паники!
![](/sites/default/files/main/blogposts/ukraine-ato-reu.jpg)
Объективно, если Луганск не будет освобожден в ближайшую неделю, то его ждет месяц тяжелого существования. Всем, кто остался в этом городе, угрожает реальная гуманитарная катастрофа. Этому будет способствовать в частности нехватка продуктов в магазинах, проблема с их доставкой. В городе большие проблемы с поставками электроэнергии. Кировская подстанция была уничтожена боевиками и на ее восстановление должно уйти не меньше месяца, но в результате постоянных обстрелов специалисты просто не могут к ней добраться. Более того, запасов угля на местной топливной электростанции осталось на две недели и подвезти новые нет возможности вследствие повреждения железнодорожного пути. Отсутствие электроэнергии - это отсутствие связи и хранения продуктов. Также это остановка работы насосов, а следовательно, отсутствие подачи воды. Больницы, службы экстренного вызова, коммунальные службы и т.д. прямо зависят от энергии. Последствия этого можно себе представить.
В то время как Луганск носом наткнулся на стену коллапса, сюда стремятся... вернуться. Вернуться хотят те, кто оставил его в наивной надежде, что через неделю-две все нормализуется. Стоит лишь немного переждать и обойдется. Не обошлось. А деньги закончились. Дома осталось имущество. Соседи, которые кормили оставленных домашних животных, выехали. Ловушка захлопнулась и в заложниках оказались как те, кто остался в городе, так и многие из тех, кто его оставил. Гуманитарный коридор работает вяло. За несколько дней из Луганска вышли лишь несколько сотен желающих. Факт такого коридора позволяет руководству АТО заявить, что все возможное по спасению луганчан сделано. Думаю, с закрытием такого коридора можно ждать решительных действий украинских военных и в областном центре. Хотя...
Чем дальше продвигается АТО, тем больше догадок о том, что Луганск будут брать измором. Слова Коваля, которые он сказал месяц назад, таки реализуются. Луганск действительно не Славянск, не Северодонецк, не Лисичанск и тем более не Рубежное. А Донецк - это совсем не Луганск. Кроме того такие города как Красный Луч, Ровеньки и Свердловск находятся очень близко друг от друга и фактически являются разбросанными большими районами единого целого. Но у Луганска есть особенность - он разделен на части. Итак, при наступательной операции просто надо определиться с направлением удара, и арбуз разлетится на куски. Изоляция районов города друг от друга - залог успешного взятия Луганска. Правда, кто-то, видимо, думает, что бандиты пойдут из Луганска сами по себе. Иногда можно даже увидеть сообщения в сети интернет, что террористы оставляют занятые города, в частности, Алчевск. На самом деле это преждевременные радости.
Действительно, иногда даже в самом Луганске кажется, что бандиты исчезли, испарились под жарким солнцем. На следующий день они появляются снова. Просто происходит миграция сил в зависимости от потребности в живой силе на фронте, и иногда бандиты просто сливаются со средой, переодевшись в гражданскую форму. Кроме того, боевики стали более профессиональными. Почему? Потому что многие из той голытьбы, которую сначала набирали авторы этой масштабной провокации на востоке Украины, просто разбрелись по домам. Некоторые даже осели в Киеве, своевременно воспользовавшись возможностью оставить обреченный Луганск. Сейчас на стороне террористов работают профессиональные наемники. Война - это их естественная среда. Отступление для них - не проигрыш, а будничная неудача или вынужденная необходимость. Сегодня их вытеснят отсюда, завтра они появятся в другом городе. Это ртуть, которую очень трудно локализовать. И чем ближе приближаются наши войска к крупным городам Донбасса и границе с Россией, тем больше угроза, что удар будет нанесен в тыл. В Новопскове (север Луганщины), например, через некоторые поселки на границе часто появляются кавказцы. Местные заметили, что их регион находится под пристальным вниманием таких "русских", а некоторые даже слышали о том, что планируется десант таких "черных человечков" в начале августа. Когда большие резервные человеческие ресурсы военных снимают с мест и бросают в жерло АТО, ослабляется тыл на севере области. Упомянутые же "десанты" из России не обязательно будут иметь характер полномасштабного вторжения, но они будут вносить дезориентацию в наступлении АТО. Вывод: немедленно нужно усилить все возможные точки прохода через границу. "Дыры" же в нем существуют не только в южной и юго-восточной части. Такие круизы российских "гостей" подтверждают это.
Пока мы видим, что Луганск и Донецк постепенно окружаются. Не без греха. В Шахтерске командиры повели ребят на выход из города без разведки прямо в засаду врага. Есть несколько десятков погибших. Измена? Небрежность? Некоторых война не учит и правила продолжают писаться кровью солдат. За время АТО собралось уже несколько томов таких правил, которые читают не все. Кроме того, продолжаются окружения наших бригад. Понятно, что спикеры АТО не всегда имеют право говорить о некоторых вещах и давать в целом досадную, но секретную информацию. Однако такие окружения обнажают ряд проблем с обеспечением прикрытия. Ребят бросают на полях. И такие факты не единичны, чтобы пропускать их мимо внимания.
Но есть и приятные новости. Во-первых, на Луганщине бандиты Болотова сами убрали (случайно или с умыслом) другого бандита - одного из лидеров «ДНР». Во-вторых, одиозная персона среди террористов "Леший", который досаждал нашим военным, ликвидирован. За это мы должны быть благодарны батальону территориальной обороны "Батькивщина", созданному на базе "Движения Сопротивления". Но здесь я попрошу у читателя разрешения сделать Nota Bene: не верьте. Не верьте не потому, что "Лешего" не ликвидировали вместе со снайпершей. Ликвидировали. Однако априори не верьте любой информации об уничтожении боевика до того, как вам не продемонстрируют его гнилое тело. "Смерть" террориста иногда бывает неплохим средством уйти от ответственности.
Мы должны трезво смотреть на масштаб беды, с которой столкнулись. Не стоит доверять слишком бравурным заголовкам, преждевременным сообщением об успехах. Нам нужны маленькие радости побед, но мы не имеем права расслабляться, ведь это дверца в ловушку. Так же один из самых опасных пороков, которые сопровождают войну - это паника, истерика и туман слухов. Например, слишком много в народе накручено вокруг темы мобилизации. Основная цель мобилизации - это установление связи с призывниками, чтобы представлять человеческий потенциал, на который в реальности может рассчитывать государство. Не было ни одного прецедента в Луганской области принудительного привлечения в войска граждан, но было множество истерик и вздохов. Без паники, украинцы! Мы должны бояться не армии, а ее отсутствия. Сейчас армия - единственная сила, которая способна нас защитить.
Валентин Торба, Луганск