Безумству власти поем мы песню
Природа щедро одарила нас возможностями. Глаз различает 250 млн оттенков цветов, нос запоминает все запахи на свете, по вкусу можем определить родословную запеченного ягненка и компоненты соуса, мозг затыкает за пояс pentium. В общем, апофеоз высшего создания. С одним затруднением. Не сразу отличаем норму от безумия в поведении. Иногда все думают, мол, человек «не того», а он оказывается Альфредом Энштейном, Сальвадором Дали... Бывает наоборот, 80, а то и 86% уверены в мудрости и гении, хотя потом соглашаются с 14%, дескать, проглядели идиота.
В нашей принудительно совместной с россиянами истории с этим делом всегда было тяжело. На народном уровне научились выкашивать чуждые всходы, еще до определения их вреда и пользы. На руководящем — нет. У наших соседей проблемы начались с Ивана Грозного, чистого садиста, если оперировать современными характеристиками. У нас с Петра I, тоже двинутого на почве неконтролируемых пристрастий. Сошлись на Павле I, официальном сумасшедшем, захотевшим воспользоваться прорубленным окном в Европу для превращения русских в немцев. Кое-что из практики Павла встречается по сей день. При нем бывало, извозчик наедет на пешехода, так всех извозчиков и высылают из города одним указом. Любил кардинальные меры и нам завещал. Правда, в те далекие времена не одни мы мучились с придурками на высшем уровне. У англичан был Георг III, в Пруссии Фридрих Вильгельм I, большие оригиналы по части личных удовольствий и общественных страданий.
В ХХ веке демократия вместе с падением популярности августейших браков среди родни улучшили ситуацию на тронах. Причудами отличались единицы и в таких странах, куда не все дипломаты добирались. В 1977 году посреди Африки появился мечтатель и собиратель земель Ж. Бокасса, пожелавший превратить свою страну в империю. Превратил. Забрал у народа все средства к существованию, выстроил личные «межигорья» и закатил коронацию, по сравнению с которой британская корона выглядела бейсболкой. Но через пару лет Центральноафриканская Империя вернулась к республике. Бокассу выгнали и судили за все грехи, включая людоедство. Два года, а какая разница в рейтингах. От 100-процентной поддержки до 100-процентных проклятий. Казалось бы, а что мешало разглядеть людоеда (в прямом и переносном смысле) раньше?
Но профилактика безумства — непростая штука. Чем больше власти у одних, тем выше шансы у других остаться в дураках. Мы это знаем по собственному опыту, и по мировой истории социализма. Этот строй выдвигал идиотов на руководящие посты больше, чем какой-либо другой. Ильич шарахался от ужаса военного коммунизма до радостей нэпа. Иосиф замордовал нас коллективизациями, индустриализациями, голодом и войнами. Никита с его целиной убил земледелие в Украине и Казахстане. Про большие скачки Мао, зачистки Пол Пота, непотизм Чаушеску, изыскания чучхе династии Кимов говорить не буду. У них это всплески неадекватности. Случились и прошли везде, кроме Северной Кореи. А мы так и не научились предупреждать появление сумасшедших на тронах.
Во-первых, не убрали троны от греха подальше. Во-вторых, диагноз ставим после смерти: физической или политической — не имеет значения. Нет, чтобы до инаугураций и выборов освидетельствовать по уровню IQ. Так мы откладываем на потом. Получается, для водительских прав надо заключение психотерапевта, а государством рулить может любой выписавшийся из дурдома. Утрирую, конечно, печальный опыт заставляет. Пусть не из дурдома, а из тюрьмы, пусть не совсем без мозгов, но ведь абсолютный неуч и прохиндей. Вспоминаю о нем с противоречивыми чувствами. Ведь, кроме изгнания Януковича из рая, других положительных явлений в отечестве не произошло. Все равно вместо коллективного разума господствует индивидуальная глупость.
Чужие наказывают наших предателей, посылая их далеко в Сибирь. А мы не отнимаем грудь страны из цепких губ изменников. Свои патриоты ведут себя как предатели, призывая фронт повернуть на Киев. «Правый сектор» оказывается сугубо левой идеей, возможно, и не нашей. Левые правы в том, что главное — прекратить войну, но не отличают борьбу за мир от капитуляции. Чиновников проще кастрировать, чем люстрировать: ясно, за что брать и что удалять. Духовный подъем сопровождается падением уровня жизни. Верующие палят в набожных, атеисты — наугад. Кому нужны реформы, пока добились бесплатных пайков и бронежилетов. Завоевание собственной территории — пока единственная перспектива завоеваний. Это легкое умопомрачение могло быть признаком больших перемен, если бы они происходили. Но пока все по-старому.
Видно, линию фронта и судьбы у нас изменят не те, кто привык решать вопросы, а кто решился на них ответить. Завсегдатаи «Шустер — життя» пока этого не понимают и любовно, как при Леониде Даниловиче, разглаживают свои физиономии на билбордах патриотических цветов. Некоторые надели маечки с аббревиатурой «ПТН — ПНХ», чтобы самим не попасть на последние три буквы. Из воровского клифта Партии регионов пошили костюмчики для «Солидарности» и при слове «люстрация» закрываются как футболисты от штрафного удара. Страшно. Но страшнее жить по-новому.
Пластичная народная масса огрубела и затвердела. С ней уже не справиться трем богатырям-политологам и трем полкам полковников из всех силовых блоков. Дураков в низах все меньше и меньше. Общественность понимает, раз она самостоятельно сформировала, вооружила и оснастила армию, то ведь не надо поворачивать ее штыки на Киев, как призывают профессиональные интриганы. Достаточно на таких же началах создать депутатский корпус, прокуратуру, милицию. Так и произойдет. Пусть судьба повернулась к нам задом в виде путинской избушки с пушками, но впервые за всю историю Украины роли поменялись. Теперь широким массам терять нечего, кроме перспектив мыкаться на нищенские подачки до конца жизни. Среднего класса нет, изжили. Поэтому все мыслимые и немыслимые потери ложатся на плечи элиты. А те не научены быстрым действиям, кроме бегства за границу. Формально отвечая за все, ничего не делают для перемен и собственного спасения. Природа, если ей дверь не открывают, как известно, лезет в окно. А социальная среда — такая же природа, только не ласковая в нашем случае и потому разнесет стены. Окна открывать поздно.
Если бы не путинская война, мы бы за лечение власти от шизофрении и комплексов взялись быстро. Но Путин настолько безумен, что наши правители выглядят вменяемыми. На этом контрасте пока и держится система.