Перейти к основному содержанию

Болгария: об истоках и традициях модерной государственности

29 ноября, 10:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Газета «День» подготовила книгу, которая знакомит украинскую общественность с болгарской историей и культурой. Вместе с уже ставшей классической книгой о Польше и исторических взаимоотношениях украинцев и поляков издание знаменует собой углублённое постижение наших соседей. Хочется надеяться, что появятся со временем книги о Словакии, Венгрии, Румынии,  Белоруси и т.д.

Болгария принадлежит к числу древнейших государств Европы, но её новая современная государственность начала формироваться в конце XIX - начале ХХ ст. Вот об этом периоде и хотелось бы автору сказать несколько слов, поскольку речь действительно идёт о событиях  весьма интересных и своеобразных, которые в кривом зеркале российской и советской историкографии получили мифологическую трактовку.

Известно, что возникновение новой Болгарии связано с крахом османского ига и русско-турецкой войной конца XIX ст. Разумеется, в России-СССР она подавалась как акт чистого альтруизма, как « освободительный поход» в интересах «братьев-болгар» и других славянских народов Балкан.

Но освобождение было побочным следствием решений Россией своих геополитических проблем. Петербургу нужно было избавиться от неприятных результатов Крымской войны, в которой европейско-турецкая коалиция сумела на 20 лет остановить российскую экспансию, вынудив Россию заняться внутренними проблемами. И этот период пошёл ей на пользу: отмена крепостного права, введение суда присяжных заседателей, целый ряд либеральных реформ. Но, как всегда, очень хотелось «величия», манили к себе купола Святой Софии в Константинополе, хотелось очередной раз тряхнуть Европой.

Со времён русского монаха Филофея, сказавшего: «Два Рима падоша, третий стоит, четвёртому не быти. Москва-третий Рим», актуальной была задача приобретения второго Рима, Константинополя, который уже успел стать Стамбулом. Лишь тогда российские претензии на византийское наследство  могли быть подтверждены.

А самый удобный путь к Константинополю проходил по земле болгар. При этом в Петербурге к болгарскому освободительному движению относились с подозрением, поскольку среди его деятелей было много сторонников республиканизма и народоправия, что в Российской империи, мягко говоря, не поощрялось. Да, в русско-турецкой войне удалось нанести сильный удар турецкой империи, но главная задача - захват Константинополя - не была решена. Её отложили до 1914 года, а потом вспомнили уже после 1945 г. Некоторые оголтелые российские империалисты, вдохновившись ныне лозунгом «Крым – наш!» вспомнили и призыв Федора Достоевского: «Константинополь должен быть наш!».

После изгнания турок Россия стремилась взять молодые балканские государства под свой жёсткий контроль и принимала активное участие в создании там структур управления, в частности в армии, насыщала разные государственные сферы своими советниками. Например, в болгарском военном флоте в такой роли выступал адмирал Рожественский, будущий антигерой Цусимского разгрома российского флота в войне с Японией. Болгары, понимая, что их ждёт участь российского протектората, вежливо, но твёрдо, поблагодарив «братушек» за помощь в освобождении, выпроводили их из страны, сумев элегантно выскользнуть из медвежьих объятий.

По этой же причине в Болгарии укоренилась одна из немецких монархических династий. Бестактная политика Петербурга (впрочем, для России обычная) толкнула молодое государство в объятия Вены, Парижа и Берлина. Несмотря на всё декларируемое русофильство в ХХ ст. Болгария дважды (в Первую и Вторую мировые войны) воевала в составе антироссийских коалиций. Среди множества мифов, которые распространялись в СССР, а в Болгарии на «индустриальной» основе они изготавливались «Всенародным обществом болгаро-советской дружбы», которое возглавляла член политбюро болгарской компартии (дело высшей партийной важности!) Цола Драгойчева, был миф о том, что болгары и русские никогда не воевали друг против друга. Это неправда. В Первую мировую на Румынском фронте болгарские и российские войска вступили в боевое соприкосновение. В этих событиях молодой болгарский поручик Владимир Заимов (по иронии судьбы выходец из русофильской семьи) был ранен осколком русского снаряда, который носил в себе до 1942 года, когда генерал-полковника Заимова расстреляют по приговору болгарского военного трибунала за работу на советскую разведку.

А вот во Вторую мировую войну действительно ни один болгарский военный на Восточном фронте не воевал. И это очень существенно. Болгары - отличные солдаты, в чём убеждались их соседи сербы, которых болгары неоднократно побеждали, хотя и сербы - прекрасные вояки. Болгарскую силу ощутила на себе и Антанта, экспедиционный корпус которой в Первую мировую болгары наголову разгромили. Поэтому 200-300 тысяч болгарских солдат на Восточном фронте были бы серьёзной помощью Германии. Но болгары наотрез отказались. Такое очень приличное поведение Болгарии на СССР не произвело никакого впечатления, и Москва постоянно стремилась дестабилизировать эту страну, с которой всю войну поддерживала дипломатические отношения. В Севастополе в бухте Омега, где до российской оккупации размещался украинский военно-морской госпиталь, с советских времён стоит памятник болгарским коммунистическим диверсантам, которых из Севастополя на подводной лодке перебросили в Болгарию для организации вооруженной борьбы против правительства царя Бориса. Но всё закончилось провалом, болгарская полиция своё дело знала…

Придя к власти после оккупации страны советскими войсками в 1944 году, коммунисты устроили настоящую Варфоломеевскую ночь царским генералам, министрам и политикам. Их редко бросали в тюрьмы, в основном расстреливали. В соседней коммунистической Румынии было наоборот. Трудно сказать, чем объяснилась подобная кровожадность болгарских коммунистов даже по сравнению с их не более человеколюбивыми братьями по классу в других странах Восточной Европы. Некоторые из идеологов БКП объясняли это тем, что целью было не допустить возникновения за границей мощной антикоммунистической эмиграции, и гордились тем, что не повторили ошибок старших советских товарищей, превентивно истребив потенциальных политических эмигрантов.

Поэтому в конце 40-х годов ХХ ст. нормальное, полноценное, эволюционное развитие болгарской государственности было прервано (в том числе её заметные демократические элементы, когда даже коммунисты многие годы имели своих депутатов в парламенте) и в стране установили коммунистическую диктатуру. Восстановить историческую преемственность болгарского государствосозидания удалось только в конце 80-х годов прошлого столетия. Но тяжкое наследие коммунистического режима до сих пор создаёт болгарам немало проблем в виде засилья кланово-олигархических групп, неэффективной управленческой системы, активности российской агентуры в политическом классе, что мешает болгарскому народу реализовать свой потенциал феноменального трудолюбия, бережливости, организованности, оставляя Болгарию самой бедной страной Европейского Союза. Эти проблемы нам в Украине тоже хорошо известны…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать