Бразильский импичмент и операция «Автомойка»
В далекой от нас Бразилии бушуют политические страсти. Нижняя палата конгресса (парламента) проголосовала за импичмент президента Дилмы Руссефф. При необходимых 342 голосах за начало процедуры отрешения ее от должности набралось 367.
Регламент требует, чтобы каждый депутат у микрофона кратко изложил, как он голосует и почему. Не обошлось без некоторой карнавальности. Многие депутаты вместо изложения причин своего решения спешили передать привет родственникам и знакомым. Ведь заседание передавали по телевидению практически все каналы. Как следствие заседание продолжалось почти 6 часов. У парламента также собрался народ посмотреть на больших экранах на голосование. Сторонники импичмента встретили результаты радостными криками, хлопушками и конфетти. Поддерживающие президента граждане буквально плакали от досады.
Как же дошла самая большая страна Латинской Америки до жизни такой.
Дилма родилась в 1947 году в семье болгарского коммуниста, эмигрировавшего в Бразилию. В 1967 году она присоединилась к молодежной организации Социалистической партии Бразилии, а затем к ее радикальной фракции «Команда национального освобождения», которая вела вооруженную борьбу против военной диктатуры методами городской герильи. В 1970 году была арестована, подвергалась пыткам, освобождена в 1972 году.
В 1977 году Руссефф окончила Федеральный университет в штате Риу-Гранди-ду-Сул с дипломом бакалавра по специальности «экономика». Впоследствии в своем резюме она писала, что получила диплом магистра, но обман открылся в 2009 году, когда об этом написал бразильский журнал «Пиауи». Руссефф признала, что в документе «была ошибка», отказываясь уточнять детали.
В правительстве президента Луиса Инасиу да Силва занимала пост министра энергетики, а затем руководителя его администрации. Именно он поддержал выдвижение Дилмы кандидатом в президенты в 2010 году. Во втором туре она получила 56% голосов. На выборах 2014 года во втором туре за нее проголосовал 51,6% избирателей.
Как сказал Анатоль Франс, случай — псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем. Крупнейшее антикоррупционное расследование началось почти случайно. Бизнесмен из южного штата Парана Алберту Юссеф признался в отмывании денег. Это привлекло внимание федерального прокурора в Куритибе (административная столица штата), выпускника Гарвардской школы права Делтана Далланьоля. Он и его коллега Карлус Фернанду дус Сантус Лима, в свое время изучавший право в Корнелльском университете в США, организовали следственную группу. В нее они пригласили семерых коллег. Расследование получило кодовое название «Операция «Автомойка».
Прокуроры сознательно решили вести его в сравнительно небольшой по бразильским масштабам Куритибе с населением 2 млн человек, где живут в основном представители среднего класса, подальше от таких крупных центров, как Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Их поддержал федеральный судья Сержиу Мору, а местное управление полиции помогло собирать доказательства.
Очень скоро следствие вышло на ряд крупных бразильских политиков, в том числе и бывшего президента да Силву. В его доме был произведен обыск, а его два раза вызывали для допроса. Интересно, что к расследованию присоединились прокуратуры других штатов.
Пытаясь спасти от расследования своего политического наставника, Дилма Руссефф решила назначить его руководителем своей администрации. По бразильским законам выбранных и высших чиновников, например министров, привлекать может только генеральный прокурор. Однако, когда церемония введения да Силвы в должность подошла к концу, явились прокуроры и предъявили постановление федерального судьи, приостанавливающее процесс. Да Силва в должность так и не вступил. Прокуратура Сан-Паулу запросила ордер на его арест по обвинению в отмывании денег и лжесвидетельствовании. Следователи сумели подтвердить факт прямого финансирования предвыборной кампании Руссефф из коррупционных источников, что увеличивало вероятность отмены результатов выборов.
Расследование выявляет факты коррупции независимо от политических знамен и должностей. В поле зрения прокуроров оказались политики как от партий правящей коалиции, так и из оппозиционных. Впервые в истории страны суд и прокуратура превратились, как и записано в конституции, в действительно независимые институты. Юридическим основанием для запуска процедуры импичмента стали нарушения финансовой дисциплины при распределении бюджетных средств и госзаказов. По бразильским законам подобное квалифицируются как «преступление в бюджетной сфере».
По мере обнародования все новых фактов коррупции и имен замешанных в ней персонажей общество захлестнула волна возмущения и разочарования во всех без исключения политиках. Характерно, что вся пресса стала противником действующих политиков, которых подозревают в коррупционных действиях. На улицы городов выходило на манифестации до 3,6 млн человек с требованиями отставки или импичмента Дилмы Руссефф. Ее рейтинг упал до антирекорда в 7-8%. Таких низких показателей не знал ни один из президентов Бразилии за последнюю четверть века.
Окончательное решение теперь за сенатом. В течение десяти дней должна быть создана специальная комиссия по расследованию деятельности Дилмы Руссефф, а затем сенаторы примут решение. Если больше половины членов верхней палаты (как минимум 41 человек) выступят против президента, ее на 180 дней отстранят от исполнения обязанностей главы государства. Затем для вынесения окончательного импичмента потребуется 54 голоса. Если такой сценарий будет реализован, и. о. главы государства станет вице-президент Мишел Темер — в прошлом ближайший соратник Дилмы Руссефф по правящей коалиции, а ныне — один из ярых ее противников.
Кстати, сам Темер также является фигурантом расследования, его популярность еще ниже, чем у действующего президента.
В стране нарастает волна протестов, поэтому возрастает вероятность досрочных выборов. Однако этот вариант не нравится многим депутатам. По подсчетам правозащитной организации Transparency Brazil, в отношении 60% членов парламента велись ранее или ведутся сейчас различные расследования, в частности по делам о коррупции, подкупе избирателей и даже причастности к похищениям и убийствам. Так что идти на выборы им совсем не в масть.
Прокуроры хотят внести изменения в уголовный кодекс Бразилии, который, по их словам, позволяет богатым и влиятельным нарушителям закона избегать серьезного наказания. Недавно они направили в конгресс через генерального прокурора соответствующие предложения. Как сказал глава надзорного управления конгресса Антониу Аугусту де Кейроз: «Думаю, по завершении этого процесса Бразилия станет другой страной. Если богатые бразильцы отправятся в тюрьму, а их активы будут конфискованы, любому, кто захочет повторить то, что они совершили, придется призадуматься о выгодах и издержках подобных действий».
Прокуроров, ведущих расследование «Автомойка», бразильская пресса называет «девятью всадниками Апокалипсиса». Их успех покажет, готова ли Бразилия начать всерьез бороться с коррупцией, которая уже не одно десятилетие мешает развиваться экономике и подрывает доверие к власти. Пока же, по оценке Всемирного экономического форума, Бразилия занимает 135-е место из 144 стран по надлежащему использованию государственных средств.
Судя по развитию событий и огромной общественной поддержке, несмотря на сильное давление, прокурорам удастся довести дело до суда. Однако нужно иметь в виду, что из десяти членов Верховного суда семь назначены Дилмой Руссефф. Смогут ли они быть на высоте положения при ведении дел высших чиновников, не совсем ясно, ведь ничего подобного в истории этой страны не было.
Тем не менее определенные выводы из бразильских событий можно сделать уже сейчас. Действительно независимая правоохранительная система, даже при несовершенных законах, может серьезно оздоровить общественные отношения в стране. И для этого не нужны варяги. Как показывает опыт и в Бразилии, и в Украине, найдется достаточно честных прокуроров и следователей. Лишь бы им не мешали, а народ их обязательно поддержит. Как в далекой Бразилии.