Перейти к основному содержанию

Брекзит для Евросоюза: укрепление или ослабление?

03 февраля, 15:56

Свершилось! Брекзит состоялся! Соединенное Королевство стало первым государством, по собственной воле покинувшим Европейский Союз. Еще предстоит, как минимум, 11-месячный переходный период, во время которого надо будет выработать конкретные торгово-экономические условия развода. Но многие последствия брекзита как для Великобритании, так и для ЕС, особенно в политическом плане, можно оценить уже сегодня. В Брюсселе высказывают надежду, что выход Соединенного Королевства только укрепит Евросоюз и ускорит интеграционные процессы в ЕС, в том числе и политические. Однако эффект от брекзита может оказаться прямо противоположным. Дело в том, что в период членства Великобритании в Евросоюзе сложился определенный баланс сил в треугольнике трех наиболее экономически значимых членов Германия – Англия – Франция. Лондон в какой-то мере уравновешивал  гегемонию Берлина и Парижа. Теперь этот противовес устранен, и, как кажется, франко-германский тандем будет полностью доминировать в ЕС.

Но, в то же время, для той же Франции, чьи связи с Великобританией были наиболее тесными, присутствие британцев было определенной гарантией против того, что Германия, как экономически самая сильная держава в Евросоюзе, будет тянуть одеяло на себя. Теперь же возможны различные варианты развития событий. С одной стороны, нельзя исключить, что в условиях отсутствия британской сдержки, могут усилиться франко-германские противоречия, а это в худшем случае грозит параличом основных институтов Евросоюза, которые работают в значительной мере на основе согласия Берлина и Парижа. Но, с другой стороны, можно допустить, что все будет наоборот: франко-германский тандем укрепится, и его давление теперь во все большей степени будут ощущать на себе другие государства Евросоюза. Многое также будет зависеть от того, насколько влиятельны будут евроскептики в правительствах тех или иных странах ЕС. Тут проблемы могут возникнуть не только с государствами Восточной Европы, но и, например, с той же Италией, если к власти там придут Маттео Сальвини и его сторонники.

Попытки ускоренными темпами провести политическую интеграцию и навязать странам – членам ЕС общую политику в международных делах и в вопросах безопасности, вероятно, продолжатся, но вряд ли принесут ощутимые результаты. Ведь для того, чтобы добиться интеграции такого рода, Брюссель должен иметь в своем распоряжении вооруженные силы, сопоставимые по своей мощи и боеспособности с вооруженным силам США, причем как в ракетно термоядерной, так и в конвенциональной сфере. Неслучайно, когда Эммануэль Макрон произносил свою знаменитую речь о «смерти мозга» НАТО и о необходимости создавать вместо нее альтернативную структуру безопасности, он в качестве такой структуры мыслил прежде всего Евросоюз. Поэтому французский президент в очередной раз призвал к созданию единой Европейской армии. Но и тогда, до осуществления брекзита, этот призыв звучал вполне утопически.

Теперь же, когда Соединенное Королевство покинуло ЕС, шансы на создание единых Европейских вооруженных сил вообще сошли на нет. Ведь Евросоюз покинула наиболее сильная в военном отношении страна, на которую приходилась половина ядерного потенциала ЕС. Поэтому шансов на то, что удастся сформировать единую внешнюю политику Евросоюза, практически не осталось. Между 27 государствами, оставшимися в составе ЕС, сохраняются противоречия по слишком многим международным вопросам, будь то отношения к проблемам миграции, беженцев и мигрантов или политика по отношению к России. И только время покажут, будут ли нарастать после брекзита разногласия внутри ЕС по международным и внутренним проблемам или их удастся несколько сгладить, как и проблемы бюджетного дефицита ряда государств – членов ЕС.

Определенный «момент истины» для Евросоюза наступит в марте, когда будет решаться вопрос, приглашать ли к вступлению туда Албанию и Северную Македонию. В прошлый раз приглашение было заблокировано Нидерландами и, главным образом, Францией. Думаю, что на этот раз остальным удастся уломать Макрона, и Тирана и Скопье приглашение получат. Однако вряд ли они очень скоро смогут стать полноправными членами Евросоюза. Боюсь, что Брюссель не возобновит расширения ранее, чем полностью определится характер взаимоотношений ЕС и Соединенного Королевства. А это совсем не обязательно произойдет до конца 2020 года, хотя Борис Джонсон очень надеется на это. Тем не менее, маловероятно, что завершение развода будет длиться слишком долго, так как все стороны хотят определенности в условиях ведения бизнеса и торговли. Но сейчас трудно сказать, приведет ли брексит к ускорению приема новых членов а ЕС или, наоборот, затянет этот процесс.

Великобритания, наряду с Германией, была крупнейшим донором Евросоюза. Сейчас в очередь за тем, чтобы получить приглашение в ЕС, стоят государства Западных Балкан, Украина и Молдавия, которые донорами никак стать не смогут. Турция приглашение начать переговоры о вступлении получила много лет назад, но шансы на полноправное членство у Анкары до сих пор выглядят призрачно из-за острых разногласий с Брюсселем и авторитарного политического режима в Турции. В то же время, территориальное расширение Евросоюза хотя бы на Западные Балканы должно повысить его политический вес в мире, поскольку тогда межбалканские противоречия будут уже рассматриваться как противоречия внутри ЕС и должны будут решаться главным образом Брюсселем. Для Украины даже получение Албанией и Северной Македонией приглашения к переговорам будет означать пусть незначительное, но приближение к членству в ЕС. Хотя для Киева это все еще довольно отдаленная перспектива.

С точки зрения путинской России всякое ослабление Евросоюза и НАТО является безусловно выгодным, поскольку, по мнению Москвы, это повышает вероятность отмены или ослабления антироссийских санкций. Однако в данном случае выход Соединенного Королевства, ослабляя ЕС, одновременно укрепляет НАТО. Теперь Лондон будет в еще большей мере развивать свои связи с США, как торговые, вплоть до возможного заключения соглашения о зоне свободной торговли, так и военные по линии НАТО. Тем не менее, Россия будет продолжать политику, направленную на ослабление Евросоюза, и, в частности, на недопущение туда Албании, Северной Македонии и других государств Западных Балкан.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать