Четыре оттенка розового
Февраль обещает быть теплым, солнце решительно повернуло на весну. Пора подвести итоги долгой осени и суетливой зимы. Если внимательно посмотреть по сторонам, то между отчаянными возгласами про «зраду» и бодрыми рапортами «все хорошо» есть широкая полоса жизни, где очень тяжело происходят перемены. И не всегда к лучшему, ведь совпадение общественных благ с личным комфортом редко бывает полным.
Война и мир, актуальная альтернатива для любого времени. Сегодня весь мир знает ху из ху в кровавом деле, и помогает жертве затолкать агрессора в свои необъятные просторы, преимущественно дипломатическими средствами. Несмотря на пробуксовку колес минского процесса, двигатель мира работает на пользу Украине. На Минске-2 свет клином не сошелся. Возможно, вместо него появиться Будапешт – 2. А там и до Нюрберга- 2 рукой подать. Одно точно: миром пахнет больше, чем войной. Милитаризм России в мировых СМИ исчез, как страшное явление, зато появились криминальные хроники политики Кремля и редкие в международной практике общения выводы. «Они постоянно врут», говорят дипломаты уважаемых стран, характеризуя политику (войну) Кремля в Украине и Сирии. Непорядочность «великих» соседей волнует дипломатов и широкие слои населения бывших советских республик. «Кто такие белорусы? Крошечное племя у наших границ», - с имперской заносчивостью пишут московские СМИ. «Лучше быть маленьким племенем, чем большим стадом», - гордо отвечают им из столицы переговорного процесса. В постсоветском пространстве мощно вышел наружу давно обозначенный тренд – реальной независимости от Москвы. Его страстно желают уже не элиты, а целые народы, воочию убедившиеся в опасности для жизни «русского мира». Так что в войне проиграет агрессор. А что будем делать мы?
В светлое будущее Украина движется в ритме танго, вальсируя и с гопаком одновременно: «два шаги налево, два шаги направо, шаг назад и два вперед…» Идем в правильном направлении, но зигзагами с притопами и прихлопами. Вот-вот появится то, что всех ждет впереди: одних дно, других Рубикон, третьих - поворот к лучшему. Причем, всех интригует неотвратимость надвигающейся развязки. Ведь для победы и поражения в экономике сделаны примерно одинаковые ходы, приложены симметричные усилия. Где же обещанные сценарии реформ или конца? Недавно еду по городу и вижу большую рекламу над неубранным снегом: «Коррупция – наше общее зло». Под надписью лицо гражданина, которому общее зло никогда не мешало приумножать личное добро. Значит, не победившие Майдан, теперь его возглавляют. В приемлемом для себя виде. Возглавляют, но без прежнего задора в разруливании вялотекущих ситуаций и денежных потоков. Ручьи пересохли, и электорат уже не тот. В стране свирепствуют кризисы. Я насчитал четыре основных.
Во-первых, парламентский. Квотная система не позволяет перезапустить исполнительную власть, без самороспуска законодательной. Выходы, конечно, есть, но не желательные для коалиционных флангов и командующих блоками и фронтами. Было бы больше врагов с мандатами, задача упростилась. Но тут такой досадный случай. Большинство из одного демократического лагеря никак не может обойтись своими силами, не прибегая к меньшинству из противоположного. Вечный камень преткновения украинского парламентаризма и вечная подсказка для пришедших к власти. Нельзя прекращать публичные диалоги и нельзя держать закрытыми двери Верховной Рады для общественных движений и обычных граждан. Как и при Януковиче, Рада осталась клубом нуворишей, ораторов и скандалистов, подчиненных невидимой чечетовской руке. Пока в парламенте ждут команд на перезапуск или простой, жизнь, как курс доллара, не стоит на месте.
Во-вторых, экономический. Отчасти он вытекает из первого, но уже оформился в независимую от власти силу. Как киношная мумия, вырвавшаяся из заточения. Наши инфляция в паре со стагнацией, рушат все на своем пути: фабрики, заводы, города и села. К весне состоится новое повышение цен на энергоносители, начнется материальное преследование работающих пенсионеров и другие дела по закручиванию гаек и выкручиванию рук во имя пополнения бюджета. Единственное, что может спасти от восстаний, так это любовь украинцев к весне и земле. Многие плюнут на отвратительные макропоказатели, чтобы не остаться с носом в микроклимате своего подворья. Запрос на правду, всегда существовавший в политике, сегодня оказался важнее для экономики. Одно дело врать на гуманитарные темы, а другое – на практические и технические. Мы ж знаем, что какао в шоколаде не 80%, а инфляция – не 20%. Поменяйте цифры и народ оценит искренность. Станет легче, как в детстве, когда заврешься до безвыходного положения, а потом сознаешься во всем со слезами радости.
В-третьих, административный. Со своего низкого депутатского уровня вижу, как громко шумят наверху и тихо сидят внизу. Полководцы в центре и областях двигают на картах прокуратуры, больницы и конторы, сливают и разливают админединицы и территории. Задача - нашпиговать добром госаппарата большие громады, а маленькие освободить от бюджетных иждивенцев. Получается запутанно для власти, неудобно для людей и не ясно для будущего. Выражаясь военным языком, и солдаты не знают своего маневра, и генералы. Что должно строиться снизу, возводится под спущенным сверху куполом. Собственно, а что должно строиться?
В-четвертых, доктринальный. Возможно, он самый главный в нашей реформаторской суете и одной переписью конституций не ограничивается. Народу хочется, наконец, узнать, чего хотят элиты, кроме яхт, дворцов и сфер влияния. А элиты не приучены исследовать желания общества. Между тем, запрос на чертежик Украины, по которому граждане поймут, какой она будет через несколько лет, возрастает внутри и снаружи. В Брюсселе, Вашингтоне, Варшаве – везде хотят увидеть гавемент-концепт . Ну не должны же мы строить все без эскизов. Двадцать пять лет кладем кирпичи в том месте, где рухнула стена, не задумываясь для чего нужна сама стена. Очень бы хотелось увидеть реформатора, способного доходчиво изложить проект «Украина» на три – пять лет. А то ведь всем уже надоели мантры : «Идем в Европу, идем в Европу…» Сирийские беженцы тоже идут в Европу.
Понятно, что у нас очень много разных проблем. И в ближайшее время мы с ними не справимся. Правительствам с нулевой поддержкой общества реформы не по зубам. Завершить их еще можно без социальной опоры, но начинать невозможно. Думаю, процесс начнется без нынешних команд у власти и без нынешних партий. Потому, что все они крепко связаны с системой, подлежащей сносу. Сегодня нет ни одного политика и государственного управленца, который бы пришел к власти, миновав темные коридоры кумовства, скрытых доходов, незаслуженных льгот. Громкие петушки из новых политсил вскормлены из тех же рук глав администраций и корпораций, что бросали зерна старым индюкам. Поэтому их миссия состоит в выворачивании наизнанку сакрального кожуха власти – и только. Раскрывать изнанку системы нужно, чтобы подкладки и прокладки не перешли в новую, как это случилось в 2004 году.
Необходимы другие правила и механизмы прихода к власти свежих сил – вот в чем проблема. Поколение next украинской политики уже есть: оно воюет, трясется по рокадам в волонтерских «маршрутках», учится на родине и за ее пределами тому, чему не учат в школах и вузах. Оно генерирует флешмобы и другие непонятные старикам акции, читает книги, написанные авторами западной цивилизации, и сторонится мышиной возни бездарей у бюджетных кормушек. Эти люди умеют зарабатывать без государства, сами по себе. Таких у нас много и мало одновременно. Парадокс: их никто не считает влиятельной силой, но все чувствуют их возрастающее влияние на жизнь. Возьмите любую сводку новостей, кроме криминальных, и вы убедитесь, как велик объем генерированных ими событий. Новую Украину уже строят, но основное внимание публики уделяется демонтажу, поэтому прогрессивное закрывают обломки старого.
Так что запасаемся терпением, ждем и работаем. Это, не очень хорошая новость для нетерпеливых в поиске счастья, ( пока построят - пройдут годы) но лучше видеть перед собой преграду времени, чем разбивать о нее лоб.
Сегодня мы не просто проедаем кредиты Запада. Мы теряем его доверие. Пока идет война, США и Евросоюз не оставят Украину. Но, как только замолчат пушки, откроются голодные рты. Если доводы кредиторов не убеждают украинское руководство, то толпы на улицах будут услышаны. Эта мысль все отчетливее формулируется дипломатами союзных с нами государств. И, видимо, ее слышат в Киеве, где не торопятся прекращать войну методами открытой и принципиальной политики, основанной на народной поддержке. Тут власти воюющих стран объединились перед общей угрозой – вестернизацией своего пространства, как называл процесс перехода к западной демократии С.Хантингтон. Пройдет совсем немного времени, и мы поймем: аннексия Крыма ужас Донбасса плод не одной агрессии и сумасшествия путинского режима. Это еще агония систем власти двух государств, курс которых определяли ортодоксальные взгляды и личные прихоти элит в стремлениях к личным богатствам.
Официальная пропаганда всегда старалась отвечать на оптимистические ожидания общества утвердительно. Правительственная, она же олигархическая, фабрика грез сформировала нацию романтиков. Нам кажется, что посадив пяток популярных особ, остановив Путина и курс гривны, вновь заживем, как прежде. Увы, расплачиваться за 25 лет консервации прогресса, громкой болтовни и воровства придется долго, и всенародно, даже детям. Чем больше мы тянем с решительными действиями, тем младше будет возраст невинных созданий, кто повзрослев, оплатит векселя своих простодушных предков. Осознав неизбежность такой альтернативы, не стоит впадать в отчаянье. Напротив, есть стимул не медлить. Нынешний век еще не обнародовал и сотую часть возможностей прогресса. Важно только идти его дорогой, а не плутать в закоулках прошлых представлений о богатстве и счастье.