Перейти к основному содержанию

Что стоит за сирийским разгромом?

14 февраля, 15:20

Война в Сирии пополнилась двумя новыми и очень важными эпизодами. То, что они произошли примерно в одно и то же время, скорее всего, случайное совпадение. Тем не менее случайность есть продолжение закономерности. И это заставляет отнестись к произошедшему со всей серьезностью. Похоже, что это не просто эпизоды боевых столкновений, а нечто значительно большее.

Начнем с того, что иранский беспилотник залетел на полторы минуты в израильское воздушное пространство и тут же был сбит ракетой с вертолета «Апачи». После этого израильские ВВС нанесли серию ударов по иранским объектам в Сирии. При этом один бомбардировщик F-16I (Суфа) получил повреждения от разорвавшейся рядом с ним сирийской ракеты и упал на израильской территории. Летчики катапультировались. Хотя в Ливане и Иране праздновали победу из-за поврежденного израильского самолета, на самом деле удар израильских ВВС был достаточно сильным, что вызвало сильное раздражение как в Тегеране, так и в Дамаске. Сирийский президент Асад в ультимативной форме потребовал от Москвы передачи комплексов ПВО С-400, угрожая в противном случае ухудшением отношений между двумя странами.

В эти же дни отряд сирийских правительственных войск попытался отвоевать у оппозиционеров на левом берегу реки Евфрат нефтяные поля, но попал под авиационный и артиллерийский огонь американцев. Фактически соединение из примерно 500 человек с бронетехникой было полностью разгромлено. По американским данным, оно потеряло около 100 человек, по другим - значительно больше. Так и осталось бы это обычным эпизодом, какие до этого случались сплошь и рядом, но был целый ряд новых обстоятельств.

По данным российских СМИ, среди потерь соединения сирийской правительственной армии отмечены граждане России из частной военной компании (ЧВК), более известной как «группа Вагнера». Входящие в ее состав солдаты удачи уже давно воюют в Сирии, а до этого отметились в украинском Донбассе.    

Цифры потерь российских наемников возрастают в геометрической прогрессии. Уже говорят о 600 погибших и даже называются конкретные имена. Наиболее продвинутые патриоты после стонов и криков о погибших начинают задавать вопросы власти. Как и почему она допустила такое избиение и не пора ли ответить зарвавшимся американцам.

Оставим эти шовинистические песни и причитания и обратимся к политическим проблемам, вытекающих из произошедшего. 

Судя по всему, разгром на берегах Евфрата оказался для Москвы, Дамаска и Тегерана очень неприятным сюрпризом. Там почему-то считают, что американцы воевать не умеют и не желают. Сказывается инерция восприятия Вашингтона времен Обамы. Оказалось, что это далеко не так и Трамп уже показал это. Тем не менее со старыми взглядами не расстаются. 

Как сказал американский министр обороны, Москву предупредили о выдвижении колонны правительственных сил в зону контроля оппозиции и американцев. И о том, что при пересечении определенной линии по ней будет открыт огонь. В ответ из Москвы сообщили, что российских военных в ней нет.

Обратим внимание на два обстоятельства. Первое. Формально Москва ответила верно. Российских военных ее юрисдикции в колонне действительно не было. Второе. Опять же формально за членов ЧВК Вагнера она не отвечает и их не контролирует. Они воюют в сирийской правительственной армии и подчиняются ее командованию.

Однако у московских военных начальников и их подчиненных в Сирии были все возможности поставить об американском предупреждении своих союзников и партнеров. Это не было сделано. Почему?

Здесь из чисто военной сферы мы переходим в политическую, даже военно-стратегическую.

Во-первых. Вполне возможно, что предпринятое правительственной армией Сирии наступление на левом берегу реки Евфрат, имеющее все признаки плохо подготовленной авантюры, не было согласовано с российским оперативным командованием и советниками. Тем не менее по-союзнически их следовало предупредить, а дальше как хотят.

Получается, что Москва специально подставила, здесь слово союзники совершенно не подходит, назовем их партнерами, сирийских военных под ураганный американский огонь. Тот факт, что там были российские граждане, и это никакая не тайна московских начальников и их подчиненных в Сирии, никак не остановил. Пусть сирийцев Кремлю не жалко, но ведь и свои погибли. Впрочем, Путин и Ко жалеть своих не привыкли. Как на Донбассе, так и в Сирии. Не такого они воспитания.

Тем самым руками американцев Асаду и его воинству показали, что без российских военных им ничего не добиться и лучше самодеятельностью не заниматься.

Во-вторых. Аналогичный щелчок получили и иранцы. Причем с двух сторон. Россия никак не противодействует израильской авиации в небе Сирии и Ливана. И это очень раздражает Тегеран, который от ударов израильтян теряет объекты и людей. Кроме того, есть все основания полагать, что авантюра с походом на левый берег реки Евфрат была предпринята не без подсказки иранцев. Дамаск уже давно к ним прислушивается сильнее, чем к российским советникам, и Москве очень в масть показать, кто на самом деле в Сирии главный.

Кроме того, как израильские ВВС, так и американцы наглядно показали иранцам и их присным в виде шиитской милиции, что они на самом деле могут при столкновении не с бандами террористов, а с настоящей современной армией. Как оказалось, практически ничего. Тот факт, что израильская авиация господствует в сирийском и ливанском небе, вполне Москву устраивает. По российским военным израильтяне ударов не производят, о своих налетах заранее предупреждают. Если иранцев и асадовцев пощиплют, то опять же России польза. Будут знать, что лучше look before you leap — смотреть, прежде чем прыгнуть.

В-третьих. Это уже чисто российский аспект. Солдаты удачи, а вернее - наемники постепенно превращаются в проблему для Белокаменной. Из Донбасса наиболее ретивых удалось направить в Сирию. Что же дальше? ЧВК Вагнера и ей подобные организации Дамаску и его иранским союзникам не только не нужны, а все больше мешают. Они в них видят, и не без оснований, проводников российского влияния, которые прямо в нужное время выполняют московские команды. Кроме того, этот трудно управляемый сброд склонен к мародерству, отжиму территории и собственности в интересах частных лиц. Совсем не обязательно сирийских или иранских.

Возвращению в Россию наемников Кремль совсем не рад, а теперь перенаправить их некуда. Если они попадут под американский огонь или столкнутся с курдами и другими оппозиционерами и при этом часть их погибнет — тем проще в будущем. Одной проблемой будет меньше. Вот почему Кремль не особо сокрушается по поводу произошедшего сирийского разгрома и гибели какого-то количества граждан России.

Конечно, подобные Гиркину-Стрелкову будут ныть и кричать об измене, но это Кремль спокойно переживет. Ведь на кону решение глобальных внешнеполитических задач. Сложнее с недовольством силовиков, но и здесь решение найти можно.

Тем не менее события начала февраля в Сирии означают изменение политической и военной конфигурации на Ближнем Востоке.

Иран не оставит своих попыток прощупать израильскую систему противовоздушной обороны и не остановится перед все более разрушительными ответами. Все это заставит Москву, даже против ее воли, производить выбор.

Дилемма довольно простая. Или дальше втягиваться в сирийскую авантюру с материальными, финансовыми и людскими потерями, или уходить с Ближнего Востока. Психологически Путин второй вариант категорически не приемлет. Война будет продолжаться.  

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать