Перейти к основному содержанию

Cтарые песни о главном

Дамочка, «посаженная» принимать заказы в солидной компании, с раздражением отвечает по телефону: «Я одна, а вас много!» Продавцы в магазинах вдруг вспомнили лексику советской торговли: «Не нравится — не бери!», «Что вы мне тут голову морочите!» и т. п. Фразы из анекдотов и бытописаний прошлой жизни врезаются в нынешнее существование, словно зубы варваров в пармскую ветчину. Увы, не только старыми словечками возвращается к нам эпоха советской реальности, собачьего служения за дешевую колбасу и единого мировоззрения, определяемого верхами. Тяжелая поступь воскреснувшего совка отчетливо слышна везде и повсюду. Паевые трудодни в колхозах, названных СФГ, ООО, АП и прочими аббревиатурами, омолодившими жизнь селян. Существование «от зарплаты до зарплаты», на которую большая часть населения может либо прокормиться, либо одеться. Телевизионные ящики, рассказывающие обо всем, кроме самого важного, что необходимо знать народу. Наглядная агитация руководящей партии, заполонившая пространство городов и окраин. Отсутствие дорог между этими самыми окраинами — и красивые пейзажи по маршрутам следований лимузинов начальников... И так далее, и тому подобное, вплоть до инакомыслящих в психушках. Каждый, кто в сознательном возрасте и состоянии захватил общенародное настроение терпеть все, лишь бы не было войны, понимает, как забуксовала украинская машина времени на переходе от персонального и идейного авторитаризма к цивилизации.

Каким образом произошла на нашем завитке истории эта странная метаморфоза? Двадцать два года назад люди с трудом и риском для жизни выбрались из-под обломков рухнувшей советской системы и, не вырастив зрелого поколения на свободе, вновь пытаются строить подобное старому, но еще более шаткое общежитие.

Оглядываясь назад и вспоминая разные события насыщенной кардинальными переменами жизни, нельзя не заметить, как много сил и времени власть и общество посвящали экономике и как мало их интересовали мировоззренческие проблемы. Открывшийся рынок, вернувшаяся частная собственность и надоевшее идеологическое занудство КПСС — все толкало нас в сферу материальных изменений. Даже пасторы предпочли засучить рукава прорабами на стройках храмов вместо возделывания виноградников-приходов. Все думали: страна изменится, прихорошив свое лицо. Открылась перспектива зарабатывать на жизнь собственными руками и головами, значит, вот-вот мы станем как французы, англичане да немцы, а вокруг нас все будет, как в Европе. Шло время, но дорога жизни не менялась, оставаясь ухабистым и не слишком приспособленным для езды полотном. Оно видно из любого окна нашего дома, иносказательное и реальное подтверждение удаленности от цивилизации. Осложнения транспортного сообщения — результат общей болезни организма. Мы остановились в развитии, а не только в замерзших «хюндаях» и опустевших портах.

Оказалось, с миллионами в кармане и без гроша, граждане страны в душе остаются совками, живущими стереотипами прошлого и не желающими заглядывать в общее будущее, даже если оно щелкает их по носу кризисами, грозит энергетическим голодом и загоняет в культурную резервацию. Наверное, так мы расплачиваемся за предоставленные историей, но неиспользованные шансы. Ведь совсем недавно нам открывали двери в мир и указывали путь, пройденный многими странами века и годы назад. Но мы доставали калькуляторы и принимались тщательно обсчитывать философские категории. Марксистская привычка сначала думать о том, как «накормить народ», а потом обо всем остальном. Ох, уж эти кормильцы, сменившие черные кожаные тужурки времен продотрядов на костюмы от Бриони чиновников в высоких кабинетах! Всегда считают и всегда просчитываются. При вступлении во ВТО, закупках газа, медицинского оборудования, финансирования строительства дорог... Денег не хватает не только потому, что воруют. Под финансами нет интеллектуального и морального фундамента. Они, как пачка ассигнаций в руке безумца, могут быть розданы подаянием всем либо спрятаны в тайнике. Деньги не работают у нас, как в странах победившего коммунизма, являясь чужеродным и малодоступным инструментом для общества. Американцы и европейцы любят деньги и дорожат ими, а мы их просто транжирим. В то же время все стремятся разбогатеть, не работая, купить известность, славу, оплачивать правосудные решения, то есть использовать силу денег там, где ее применение обычно осуждается. Вот тут и происходит сшибка, столкновение процессов возбуждения и торможения, как называют психологи такое состояние. В нем украинское общество живет уже много лет, но угрозы социально-политического реверса особенно наглядны в настоящее время. По данным социологических исследований фонда «Демократичні ініціативи» им. Илька Кучерива http://dif.org.ua/ua/polls/ 2013-year/es-chi-mitnii-soyuz_-kudi-hochut-iti-gromadjani_—-zagalnonacionalne-opituvannja-.htm, почти половина населения страны в возрасте между 40 и 50 годами не прочь вернутся в СССР. Чем вызван go back — понятно: дискредитация демократических институтов и норм вынуждает возвращаться к привычному. А для зрелого гражданина страны привычным является патернализм плюс социализация всей страны. Каждому хочется особой заботы государства о его частной судьбе и равномерного, как осадки, распределения благ. Но почему же мы двинулись в сторону ожидания небесной манны от избираемых пророков и не стали творцами собственной судьбы?

Когда коммунистическая идея себя изжила, страны СНГ вернулись к свойственным им национально-культурным традициям. Россия взялась за отстройку империи. На Востоке бывшие партийные секретари возвели эмираты и ханства. Прибалтика, сделав ставку на национальное возрождение, ушла на Запад. Кавказ погрузился в проблемы, поднятые Хаджи-Муратом. На перепутье остались только Беларусь, Молдова и Украина. Первая решила пойти российским путем и вылепить царя-батюшку из председателя колхоза. Вторую крепко связал Приднестровский узел, задуманный на берегах другой реки. А мы стали метаться. Но не между сторонами света, как полагают многие. Мы не смогли остаться на собственной историко-культурной и национальной линии, лишь обозначив принципиальные отличия своей страны от других литературно-публицистическим проектом президента Леонида Кучмы. Виктор Андреевич Ющенко, принявший страну с аппаратом, уже знавшим, что Украина — не Россия, формулировал национальные идеи и ценности, но на свой вкус. В годы его президентства разговоров о Трипольской культуре было больше, чем, к примеру, о принципиальной критике марксизма Иваном Франко. Огромный пласт украинских интеллектуальных завоеваний Михаила Драгоманова, Михаила Максимовича и многих других, отвергавших материализм как основу политических и экономических платформ, оказался востребованным только в узком кругу гуманитариев. За пределами этого круга верхи и низы, напротив, еще выше поднимали значение еды относительно уровня идей. Да, человеку необходим хлеб насущный как основа биохимии жизни. Но не уровень метаболизма определяет наше место на ступенях цивилизации.

Современный показатель ВВП Украины, как утверждают аналитики, составляет половину по сравнению с 1990 годами. Печальная констатация, как монетка, брошенная в старый музыкальный аппарат. Щелк — и заиграет старая песня о кризисах, недостатке реформ и плохой конъюнктуре внешних рынков. У нас много монет, а пластинка одна с выученной наизусть мелодией и приевшимися словами. Ее не слушают, зная наперед, где на царапине соскользнет игла проигрывателя. Совок — определение, придуманное социологом-диссидентом Александром Зиновьевым, — похож на этот раритетный автомат. Как его ни тряси, какие деньги туда ни бросай, а поставит он только ту сохранившуюся старую советскую пластинку.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать