Два мира – два Сталина
В преддверие президентских выборов в России цензура основательно взялась за кинематограф. За два дня до премьеры, запланированной на 25 января, Министерство культуры РФ отозвало прокатное удостоверение у англо-французского фильма «Смерть Сталина» британского режиссера с итальянскими корнями Армандо Ианнуччи. Самое интересное, что в ноябре прошлого года то же самое министерство без каких-либо проблем прокатное удостоверение этому фильму выдало, причем тогда министр Владимир Мединский данным фактом особо похвалялся как свидетельством полного отсутствия цензуры в российском кинопрокате и небывалого расцвета свободы слова в России. Но внезапно все переменилось, в том числе и мнение министра культуры.
Против «Смерти Сталина» начала кампанию КПРФ, обвинив режиссера в «надругательстве над русской историей». К коммунистам быстро подтянулись патриотически настроенные режиссеры и продюсеры, постаравшиеся уесть иностранного конкурента. Спешно перед премьерой был организован закрытый просмотр фильма членами общественного совета при министерстве культуры. И они нашли в картине Ианнуччи не только оскорбление отечественной истории, но и чистый криминал, за который режиссеру и прокатчикам по российским законам едва ли не грозит тюрьма. Как заявил член Совета, бывший офицер-ракетчик Евгений Пожидайло, «все эти персонажи (Сталин, Берия, Хрущев. – Б. С.) имеют отношение к серьезному моменту в истории России, связанному с Великой Отечественной войной. Вторая группа комичных людей — наши маршалы Жуков, Рокоссовский — с полной грудью орденов. Сняты они как дебиловатые клоуны. Жуков — пошляк, драчун, такой держиморда, не большого ума, но при этом на груди — ордена Славы, Победы, Красная звезда. Сатирическая подача выглядит кощунственно, а ведь переносит нас к реальным событиям Великой Отечественной войны, реальным персонажам».
Поэтому, дескать, этот фильм нельзя показывать не только в дни предшествующие сталинградскому юбилею 2 февраля, и во время предвыборной кампании, но и вообще нельзя показывать в России, поскольку «Смерть Сталина» будто бы унижает государственные символы России. Забавно получается, что Сталин оказывается одним из таких символов. Плюс фильм обвинили в демонстрации чрезмерной и немотивированной жестокости. На Западе же фильм обвинили в прямо противоположном – в недостаточной демонстрации на экране всех ужасных преступлений Сталина и его клики. Что англичанину и немцу здорово, то русскому – смерть. И вся эта критика вылилась в официальную формулировку отзыва прокатного удостоверения – фильм содержит «запрещенную к распространению в РФ информацию». Это как будто ставит крест на прокате картины в России. Хотя ранее Мединский допустил выход «Смерти Сталина» летом, когда пройдут выборы и все годовщины, связанные с Великой Отечественной войной. Но ведь об этой войне в фильме – ни слова.
Если послушать критиков фильма, то может создаться впечатление, что перед нами – какой-то серьезный исторический байопик. На самом деле фильм Ианнуччи – это сатирическая «черная» комедия, да еще и экранизация романа-комикса. Понятно, что здесь отношение к истории и к портретному сходству – очень условное, подчиненное чисто сатирическим задачам. На Западе «Смерть Сталина» воспринимают прежде всего как сатиру на президента США Дональда Трампа и его окружение. Неслучайно актер, играющий Сталина, сделан здесь чуть-чуть похожим на Трампа.
В России же не привыкли к тому, что над властью можно шутить. В крайнем случае, разрешено показывать и осуждать ужасные преступления тех властителей, которых осуждает действующая власть. Но смеяться над ними – боже упаси. Россияне хорошо помнят, как печально такие шутки заканчивались в прошлом. А потомки персонажей фильма Ианнуччи пишут гневные письма и раздают возмущенные интервью. Правнук Сталина называет создателей фильма «нелюдями». Живущий в США сын Хрущева Сергей в письме попросил «от имени семьи» Мединского «приложить все усилия для того, чтобы эта подлая ложь не отравляла чувства людей, пришедших в кино — как молодых, так и тех, для кого еще свежа память о прошлом». И не понимает, «кому на руку все эти издевательства над собственной историей, да еще руками наших стародавних и злейших врагов». Т. е. все происходящее Сергей Никитович воспринимает всерьез, и делает вид, что не знает, что такое сатирическая комедия. Что ж, потомки советских вождей хотели бы, чтобы в кино их предков изображали белыми и пушистыми, а их преступления оставляли за скобками. Но так не бывает.
Конечно, не критика коммунистов и не возмущение режиссеров-патриотов – причина запрета фильма. Ну, получил бы в результате Грудинин небольшой перевес над Жириновским – что с того? Думаю, что главная причина запрета – совсем не в том, что приближается юбилей Сталинградской победы, и даже не в том, что в России на носу президентские выборы. Все дело в том, что актер, играющий Лаврентия Берию, внешне достаточно узнаваемо напоминает Владимира Путина. И, между прочим, мало похож на грузина. Что ж, подобные портретные условности в «черных» комедиях на историческую тему – вещь обычная. Никто тут к достижению портретного тождества с реальными историческими персонажами никогда не стремился. А в фильме Ианнуччи, как на беду, Берию в финале убивают. Представляете, какие нехорошие ассоциации подобное может вызвать у Владимира Владимировича по отношению к его ближайшим соратникам, которым он никогда до конца не доверял и не доверяет и которые, как он опасается, только спят и видят, как бы его устранить и править самим. Тут уж, я думаю, никакие протесты и даже забастовка ассоциации кинопрокатчиков не помогут.
Остается только дожидаться того светлого дня, когда путинская диктатура уйдет в прошлое, и в России наконец можно будет беспрепятственно смеяться над правителями, по крайней мере, прошлыми. Вот, например, дело Улюкаева – готовый сюжет для «черной» комедии. Один их диалог с Сечиным о корзиночке прямо в сценарий просится. Предлагаю режиссеру также воображаемый триалог Путина, Медведева и Сечина. Путин: Этот, кого я даже называть не хочу, все с коррупцией народ мутит. Чтобы он заткнулся, надо нам кого-то из действующих федеральных министров посадить. Медведев: Володя, давай Улюкаева посадим. Он из кудринской шайки, да и министерство его – пятое колесо в телеге. Сечин: Может, не будем Улюкаева трогать, человек хороший, всегда честно делится. Давай, может Веронику Скворцову (министра здравоохранения) посадим? Путин: Игорь, дурья твоя башка! Она ж баба! Ее народ жалеть будет! Впрочем, если очень хочешь, можем тебя сдать… Сечин: Да нет, Володя, я что, я не против, давай Улюкаева сдадим… Путин: Вот ты и сдашь!
Ну, а дальше идет сага с мясной корзиночкой…