Перейти к основному содержанию

Двуликая свобода

или Почему нельзя полностью полагаться на союзников
25 мая, 14:50

Многих украинцев досадно поражают пророссийские жесты, которые регулярно происходят в странах условного Запада. Из последних таких событий - «колорадская» ленточка Папы Римского (он, кстати, уже не первый раз отмечается на этой почетной ниве) и фотографирование руководителя Южноморавского края Чехии Гашека (какая фамилия!) с российскими байкерами под флагом «ДНР».

По этому поводу можно справедливо возмущаться. Можно анализировать причины - от разногласий между странами ЕС и низкой субъектности Союза до традиционно близкой к нулю осведомленности об Украине, нынешних и прошедших в ней событиях. А можно и поблагодарить «альтернативно настроенных» западных соседей за практически бесплатные уроки. Уроки того, что не стоит безоглядно надеяться на союзников или соседей, не стоит идеализировать никакие союзы, альянсы и другие образования, не стоит верить в стопроцентное исповедание ими задекларированных принципов и ценностей. Уроки о том, что мир не черно-белый.

Осознание безальтернативности в нынешних обстоятельствах союзничества с США, НАТО, ЕС не должно лишать нас критического мышления. Примеров, доказательств много. Они не ограничиваются такими глобально-политическими фактами, как история с Будапештским меморандумом, Мюнхенским соглашением или другими симпатичными сюжетами. Об этом свидетельствует и такая на первый взгляд не существенная в этом вопросе сфера, как литература.

На днях я читал замечательную книгу немецкого поэта Райнера Кунце в переводе Петра Рыхла. И в примечаниях наткнулся на один характерный поучительный случай. Речь идет о сталинских репрессиях в послевоенной Чехословакии и разной реакции на них западных интеллектуалов, писателей. Процитирую.

«...В ноябре 1951 года в Праге начались аресты в связи с т.н. процессом Шлянского (Сланского. - О.К.), во время которого к смертной казни были приговорены 11 обвиняемых. Ему предшествовала идеологическая кампания против умершего в 1919 году (на самом деле в 1949-м. - О.К.) поэта Франтишека Галяса (Галаса. - А.К.) и тайный процесс против сюрреалистического лирика Зависа Каляндры (Завиша Каландры. - О.К.), который был казнен. Милан Кундера вспоминает: «Библ с широко раскрытыми от ужаса глазами спросил меня: "Вы слышали о реакции Элюара?" И он рассказал мне, что Андре Бретон обратился к Элюару с открытым письмом, в котором призвал его опровергнуть обвинения против их общего друга Каляндры, однако Элюар отказался публично защищать "врага народа"...».

Сюжет на самом деле классический, и то, что он не очень популярен у нас, тоже о чем-то говорит. Историю эту можно прочитать в эффектном, образном исполнении в «Книге смеха и забвения» Кундеры, в англоязычной «Культурной и литературной истории Праги» и др. Сюрреалист, один из символов западной культуры ХХ века, автор стихотворения «Свобода», которое разбрасывали английские самолеты над оккупированной нацистами Францией, как видим, преспокойно мог отмахнуться от казни своего друга сталинистами. Стоит ли на этом фоне удивляться и огорчаться, что кто-то не проникся борьбой за свободу Украины? Друзья и союзники нужны, но они никогда не заменят тебя самого.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать