Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Электронная демократия

29 июля, 22:06

Об электронном управлении в Украине начали говорить в конце девяностых годов прошлого века. В начале двухтысячных разговоры перешли в практическую фазу — были приняты несколько законов, которые давали основания для развития направления. В частности, это Законы Украины «Об электронных документах и ​​электронном документообороте» (2003 г.), «Об электронной цифровой подписи» (2003 г.); «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы» (2007 г.) и другие.

Насколько мы успешно двигались по этой дороге, свидетельствуют результаты международной оценки состояния электронного управления и электронного участия граждан в управлении United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want. Украина в соответствии заняла 87 и 77 места среди 193 стран-членов ООН. По результатам исследования развития электронного управления ООН, как свидетельствуют эксперты Национального института стратегических исследований, индекс онлайн-услуг в Украине в 2014 году составлял 0,2677, что ниже среднемирового показателя (0,3919).

Впрочем, все не так уж и плохо в нашем доме. Из четырех групп индексов развития электронного управления по международной классификации (высший, высокий, средний, низкий) Украине в позапрошлом году был предоставлен индекс: высокий.

Этот индекс мы получили не случайно. По официальным данным, Украине по праву принадлежит первое место в Европе по количеству IT-специалистов — более 100 тысяч специалистов-программистов. Их услугами пользуются компании и организации большинства ведущих стран мира, и этот спрос стабильно растет (почти 80% услуг предоставляются клиентам из США). К 2020 году, по прогнозу экспертов, количество IT-специалистов в Украине достигнет цифры в 200 тысяч человек. Кстати, только в прошлом году благодаря экспорту отечественного программного обеспечения удалось заработать 2,5 миллиарда долларов. И уже сегодня звучат вполне обоснованные заявления в экспертной среде о том, что за определенный период (примерно десять лет) именно ІТ-сфера станет лидером украинского экспорта.

Но несмотря на такое признание в мире достижений наших программистов и вполне заслуженный авторитет, в самой Украине власть все эти годы не уделяла должного внимания развитию
ІТ-сектора как ключевому образу украинской перспективы. И, соответственно, развитию собственно электронного управления в парадигме цифрового общества горизонтов партнерства.

Существенным положительным сдвигом и даже прорывом в этом направлении должна стать реализация идей и выполнение договоренностей, достигнутых во время недавнего форума по проблематике цифровой экономики, который состоялся в Киеве с участием высших должностных лиц государства и представителей ЕС. Стоит отметить, что главным докладчиком на этом мероприятии был комиссар ЕС по вопросам цифровой экономики и общества Гюнтер Оттингер. Накануне он встретился с премьер-министром Владимиром Гройсманом для обсуждения вопроса о присоединении Украины к Цифровому сообществу. Среди ряда других стран-участников программы Восточного партнерства Украина является кандидатом на скорейшую интеграцию Единого цифрового рынка через создание Цифрового сообщества. Уже в ближайшее время должна начать работу соответствующая рабочая группа, а к октябрю она представит план действий по присоединению Украины к европейскому цифровому сообществу.

Какой выгоду будет иметь Украина от такого сотрудничества? Первое, единый цифровой рынок Европейского Союза откроет свободное динамическое движение отечественных товаров, а также услуг, сервисов, капитала и граждан нашего государства, позволит осуществить частные мечты о приграничном сотрудничестве как новом уровне конкурентоспособной деятельности через глобальную интернет-систему и обеспечит достаточный уровень защиты потребительских и персональных данных, уважение к интеллектуальной собственности как новому измерению капитализации интеллекта.

Если это все перевести на язык цифр, то ожидается достичь благодаря участию в цифровом рынке до 5 миллиардов евро прибыли. Подтверждением этого ожидания является деятельность системы ProZorro (волонтерская инициатива), которая, согласно свидетельству правительственных официальных лиц, дала в этом году эффект до двух миллиардов гривень, а в дальнейшем планируется достичь экономии на уровне 8-11 процентов расходов бюджета, то есть 40-50 миллиардов гривень ежегодно.

Однако это пока радужные публичные перспективы. Какие же подводные течения могут препятствовать реализации этих удивительных и крайне необходимых реформ?

На мой взгляд, самой большой угрозой для осуществления этих прорывных решений является очередное дипломатически должностное заговаривание этой темы. Создание множества рабочих групп, комиссий, проектных офисов, проведение форумов, семинаров, встреч, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов и т. п. — все это уже происходило в нашей жизни на протяжении последних десяти-пятнадцати лет. А воз, как всегда, и ныне там.

Чтобы этого не произошло и сейчас, в проекте бюджета на следующий год правительство должно предусмотреть целевое финансирование цифровой экономики на уровне, например, 1 процента бюджета (так делает, в частности, Эстония). Высокая цифра затрат не должна пугать, поскольку уже через год-два она принесет в бюджет миллиарды, которые можно направить в другие сферы.

Верховной Раде необходимо хотя бы на время забыть о своих личностно-политических интересах и на благо народа принять ряд законопроектов относительно ІТ-сферы. Перечень этих документов есть в правительстве, и в экспертной среде. А если бы наши парламентарии еще решились на открытие постоянного органа (комитета ВР) по моделированию будущего Украины в современном динамичном мире, то продвижение темы цифрового сообщества возросло бы в разы.

Хочу подчеркнуть, что цифровые стандарты должны иметь комплексный характер и пронизывать все слои общества. Поэтому значительное место в процессе формирования цифрового сообщества должно отводиться сообществам, которые сейчас переживают неоднозначный процесс реформирования. Здесь хотел бы сослаться на известный среди специалистов эксперимент, который имел место в 70-е годы прошлого века в Соединенных Штатах, в одном из городков округа Колумбус, что в Огайо. Там во всех домах установили интерактивную телематическую систему, которая позволила гражданам, с одной стороны, наблюдать за работой местной администрации, а с другой — участвовать в общегородском «электронном собрании» и даже голосовать (кнопочное голосование).

За почти полвека, которые отдаляет нас от времени проведения этого эксперимента, произошел безумный прорыв в мире цифровых технологий, которые, в конце концов, дошли и до украинского села. Поэтому создать сейчас такие системы сборов, обсуждения, голосования для общин теоретически не является чем-то сложным. Было бы желание. И тут на помощь общинам может прийти правительство, если сформирует соответствующую программу и выделит средства. Уверен, что это будет лучшей инвестицией в украинскую цифровую демократию. А время уже требует переосмысления конституционной стилистики на основе цифровой прозрачности и ответственности. Вот за такие изменения в Основной Закон должны были выступать сегодняшние руководители государства вместе с политиками, а не отстаивать точечно-меркантильные ситуативные интересы через попытки изменить отдельные позиции Конституции.

Переход к электронному управлению автоматически переводит функционирование государственного аппарата на новый уровень взаимодействия с обществом и собственно структурой исполнительной вертикали — координационный. А это даст толчок творческому развитию общин, непосредственному участию граждан в решение насущных проблем как государственного, так и местного уровня, и однозначно приведет к угасанию такого явления как коррупция.

Сейчас перспективы создания цифрового европейского сообщества, где Украина может играть, без преувеличения, одну из ведущих ролей, достаточно оптимистичны. Станут ли эти мечты реальностью — зависит от правительства и других ветвей отечественной власти. А также от украинского общества, то есть нас с вами, уважаемые сограждане. Ведь это тот процесс, в котором мы можем принимать непосредственное участие уже сейчас, не полагаясь на помощь со стороны власти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать