Еще одна ловушка в «нормандском формате
19 августа состоялось заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по Донбассу в режиме видеоконференции. Украинская сторона поддержала необходимость разработки рамочного решения ТКГ по противоминной деятельности. В рамках этого соглашения определяются 20 наиболее опасных участков, которые следует разминировать в первую очередь. Также стороны пришли к соглашению по четырем новым участкам, где следует произвести разведение сил. Казалось бы, все это можно только приветствовать, как и то, что уже 24 дня более или менее соблюдается режим прекращения огня, и в течение этого периода нет жертв среди украинских военных. Однако не надо забывать, что условия по разминированию и определению новых участков для разведения сил является частью российского плана, который был представлен Россией другим участникам «нормандского формата». Согласие с ним, по замыслу Москвы, должно разблокировать встречу руководителей Украины, России, Франции и Германии.
Практически все требования российского плана обращены к Украине. От Киева требуют отказаться от любых разговоров о возможности пересмотра Минских соглашений, о чем как раз сейчас довольно активно говорят в окружении президента Владимира Зеленского, в том числе участвующий в ТКГ вице-премьер Алексей Резников. От Украины требуют согласиться на скорейшее проведение местных выборов на оккупированных территориях Донбасса, и только после этих выборов вести разговор о возможности передаче ей контроля над украинско-российской границей на участке оккупированных территорий. Не стоит даже напоминать, в какой фарс превратятся выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в случае, если Россия и ее марионетки по-прежнему будут контролировать российско-украинскую границу. Также Украина должна представить проект законопроекта о внесении изменений в Конституцию по децентрализации с учетом особенностей ОРДЛО. Выполнение этого требования низведет Украину до положения «банановой» республики. И самое главное требование – представители ОРДЛО должны стать полноценными участниками переговоров в Минске. Россия требует, чтобы с ними согласовывались законопроекты относительно особого статуса этих регионов на постоянной основе, амнистия, а также деятельность т. н. народной милиции. Очевидно, Россия хотела бы, чтобы именно эта милиция контролировала границу с Россией с украинской стороны.
Вообще же создается впечатление, что весь этот план представлен Москвой лишь ради выполнения одного этого пункта. В него специально включены заведомо неприемлемые для Киева требования, вроде того, чтобы Верховная Рада отменила свое постановление, предусматривающее, что местные выборы в Украине, назначенные на 25 октября, не должны проводиться на оккупированных территориях. Если это постановление будет отменено, то выборы в ОРДЛО в принципе могут быть проведены в тот же день, что и по всей Украине, т. е. 25 октября. Вряд ли в Кремле всерьез рассчитывают на то, что Украина примет это требование, что фактически означало бы полную капитуляцию Киева. По всей вероятности, Путин рассчитывает на то, что в рамках мнимого компромисса российская сторона откажется от этого и ряда других явно неприемлемых и невыполнимых требований, вроде предоставления проекта конституционных изменений по децентрализации, чтобы продемонстрировать свою готовность идти на уступки. А взамен от Украины потребует допуска в Минск представителей марионеточных «ДНР» и «ЛНР» как полноценной стороны переговоров. Это сразу же снимет для Москвы многие проблемы. Другие участники «нормандского формата» вынуждены будут перестать считать Россию стороной Донбасского конфликта, что откроет дорогу для снятия санкций. Этой ловушки Украина должна избежать любой ценой.
Другие российские требования сводятся к тому, чтобы Украина согласовала с ОРДЛО механизм обмена удерживаемыми лицами и в дальнейшем в самые короткие сроки провела этот обмен. При этом от Киева требуют провести процессуальную очистку удерживаемых лиц и обеспечить допуск Международного Красного креста к удерживаемым ею лицам, список которых представители ОРДЛО передали еще в июле. Данные требования должны были быть обсуждены на заседании ТКГ 19 августа, но нет никаких сведений, что по этому пункту было достигнуто согласие. Также в российском проекте присутствуют чисто риторические пассажи о том, что встречи в «нормандском формате» не является самоцелью и что необходимо не допустить эскалации и добиваться мирного политического решения «конфликта на Юго-Востоке Украины».
Московский план подготовлен к встрече советников лидеров «нормандского формата», которая должна пройти 28 августа в режиме видеоконференции. Несомненно, на этой встрече украинская сторона будет подвергаться мощному давлению. От нее будут добиваться принятия основных российских требований. Но Украина ни в коем случае не должна принимать политическую часть российского плана, поскольку это будет означать ее капитуляцию.
Кремль стремится поскорее добиться капитуляции Украины, чтобы всерьез переключиться на подавление белорусской революции, из-за которой сейчас всерьез обсуждается возможность переноса переговоров по Донбасскому урегулированию из Белоруссии в какую-либо другую страну. На самом деле сейчас внимание Москвы на какое-то время переключилось с Украины на Белоруссию, поскольку ставки в Минске для Кремля чрезвычайно высоки. В случае подавления революции Россия может рассчитывать если не на аннексию Белоруссии, то хотя бы на ввод на белорусскую территорию значительных контингентов российских войск при превращении Лукашенко в российскую марионетку. А это создаст новую геостратегическую ситуацию в Восточной Европе. Резко возрастет российская угроза странам Балтии, которую больше не сможет нейтрализовать Польша, из-за угрозы польской территории с белорусского плацдарма. Да и положение Украины значительно ухудшится, если Белоруссия станет подконтрольна России. Зато в случае, если в Минске победит демократическая революция, возможности российской экспансии в Восточной Европе, в том числе по отношению к Украине, будут резко ограничены. В этих условиях Киев просто обязан, в своих же собственных интересах, не только не капитулировать перед Россией, но и поддержать борьбу белорусского гражданского общества за свои права.