Евроинтеграция — борьба прошлого с будущим
Недавно в комитете Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции заявили, что все преграды для получения страной безвизового режима сняты, необходимые законодательные процедуры завершены и лишь внутриевропейские проблемы, которые отвлекают внимание руководителей ЕС, не дают нам возможности присоединиться к европейской семье.
Что касается внутренних проблем ЕС, то они всегда (в том или ином виде) существовали и будут существовать в будущем. Разница — только в названии этих проблем. Ранее это были, например, таможенные процедуры и совместная сельскохозяйственная политика, создание валютного союза и т. п. Сейчас — миграционный кризис, «Брэксит» и угрозы различных форматов глобального гибридного терроризма. Какими будут вызовы и оперативные угрозы в будущем?
Для нас важно не прикрывать различными причинами должностное бездействие и не трубить во все трубы по поводу эфемерного будущего безвизового режима после шести лет бездействия и работы под давлением европартнеров. Важно оценить реальный вклад действующих евроинтеграторов и тех, кто до сих пор выискивает любые причины для затягивания этого процесса.
Тут нужно вспомнить как минимум середину двухтысячных, когда после помаранчевого Майдана (в феврале 2005 года) был подписан План действий «Украина — Европейский Союз». Он был рассчитан на три года и имел целью приближение украинского законодательства, норм и стандартов к законодательству Европейского Союза.
В 2010 году было положено начало инициативе «Безвизовый диалог между Украиной и ЕС — План действий по либерализации визового режима», во исполнение которой даже создали Национальный план по выполнению Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. Как свидетельствуют официальные данные, «на протяжении 2007-2012 гг. произошел 21 раунд переговоров по Соглашению об ассоциации и 18 раундов переговоров по разделу Соглашения о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли».
Для чего такая детализация? Только для того, чтобы показать, что как минимум 10 лет украинские чиновники в сотрудничестве с парламентскими политиками нарабатывали необходимую законодательную базу для вхождения в Европейский Союз. А поскольку властные лица не так уж и изменились (разве что должностные «стулья» другие), а основные политические игроки практически все на своих местах, то возникает вопрос — кто в стране затягивает процесс евроинтеграции и почему?
Власть выбрала для рекламы своих усилий в евроинтеграционном процессе самые привлекательные рекламные лозунги, например, безвизовый режим. То есть, «вступим в ЕС — поедем в Европу без виз». Народу это нравится, потому что тогда можно будет добираться хоть в Польшу, хоть в Испанию без проблем, а там уже по привычке устраиваться на работу и не возвращаться.
Почему-то мало кто говорит о том, что тренд Майдана Достоинства — евроинтеграция — это как раз и есть приведение стандартов качества жизни к такому уровню, когда желание ехать за границу в поисках работы должно пропадать.
Евроинтеграция — это прежде всего внутренняя модернизация и эффективное реформирование в интересах всех граждан и общин. Это — тотальная прозрачность действий и ответственность власти, которая предусматривает сильное антикоррупционное законодательство, это улучшение благосостояния населения, это новые рабочие места, качественная питьевая вода и хорошие дороги, эффективное энергосбережение и адекватные тарифные платежи на услуги ЖКХ, исходя из баланса «зарплата-тарифы».
При этом сама власть перестает быть монополизированной и жестко интегрированной по вертикали, исчезает необходимость «ручного» управления экономикой, общество от патернализма (которое сейчас выражается ярче всего в субсидийных подачках) переходит к самостоятельному развитию, где на первом месте — интересы общества и его членов в каждой среде жизни по всей Украине.
Именно в процессе изменения властных полномочий должностных лиц, иными словами — потери возможности принимать за выполнение своих служебных обязанностей взятки или получать на «теплом» месте «откат», и кроется основное противоречие между желанием общества быстрее евроинтегрироваться и желанием отдельных политиков и чиновников как можно больше затянуть этот процесс, чтобы хоть напоследок ухватить еще хоть один «лакомый» кусок. Не в этом ли скрывается проблема задержки запуска электронного декларирования в Украине, чем официально (!) была удивлена Программа развития ООН, которая в начале августа была вынуждена распространить специальное заявление на своем сайте о недопустимости подобных действий со стороны украинских властей. Чтобы наши чиновники не забыли о ходе предыдущих событий, ПРООН публично напомнила о том, что программный комплекс по сбору, хранению и обработке электронных деклараций украинских чиновников был разработан с помощью их финансирования, а эффективность «программного обеспечения была подтверждена целым рядом тестов и испытаний, в том числе с участием должностных лиц НАПК и Государственной службы специальной связи и защиты информации («Держспецзв’язку»)».
Кстати, именно созданием НАПК — Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции — завершалась официально подготовка к либерализации визового законодательства с ЕС. И именно вокруг формирования состава НАПК весной этого года было довольно много скандалов и заявлений, вплоть до вмешательства в процесс Президента страны.
Процесс евроинтерации, и в частности, безвизовый режим постепенно, но неуклонно движется в нужном направлении. Однако обществу, прежде всего, активистам ассоциации с ЕС не стоит опускать руки и довольствоваться результатами работы. Ее на самом деле впереди не меньше, чем уже позади. Советско-бюрократическое прошлое просто так не уйдет с исторической арены и еще долго будет мешать нам жить по-новому.
Безвизовый режим туристического характера мы, скорее всего, получим с началом нового, 2017 года. Но это будет лишь очередным шагом процесса евроинтеграции. Возвращение в Европу — путь долгий и тернистый, идти по которому нам нужно с достоинством.