Перейти к основному содержанию

Фантомные боли имперского величия

29 ноября, 05:33

Известная российская оппозиционная публицистка и писательница Юлия Латынина (та, которая недавно вынуждена была вместе с родителями покинуть Россию) является довольно образованной и нестандартной личностью, но... стандартно любит империи, — по ее словам, «как культуролог, не политик, не журналист». Вот что она говорила в одном из выступлений на «Эхо Москвы».

«...Великой катастрофой была гибель Российской империи, которую устроили большевики. Это был большой позор, что мы вынесли на себя тяжесть Первой мировой и оказались вне числа победителей. Я бы с удовольствием, работая в жанре альтернативной фантастики, рассмотрела мир, в котором столица России находилась бы в Константинополе, в котором балканские славянские страны частично находились бы в составе Австро-Венгрии и частично находились бы в составе некоей великой России. Более того, я даже как бы не против, чтобы в этой конфигурации Российская империя вдруг развалилась, там скажем, на Россию и Украину, но при этом была бы та же самая Украина, уже говорившая по-русски...»

Так вот. Вынесем «за скобки» воспевание Латыниной империй как таковых, имеющее место в этом выступлении, будем вести речь лишь о тех империях, между которыми была разделена Украина в начале ХХ века, — идеальных временах, как для Юлии Латыниной. Но не по мнению украинцев. И не по мнению поляков, финнов, хорватов, чехов, ирландцев, сербов, румын — и так далее. Так как Юлия Латынина, похоже, считает нормальным разделение Польши между тремя империями, существовавшими до начала Первой мировой войны. И не считается с тем, что ни Сербия, ни Болгария не хотели быть российскими или австро-венгерскими провинциями. А «выстрел в Сараево», ставший спусковым крючком Первой мировой, был сделан сторонниками Великой Сербии, которые считали империю Габсбургов врагом, империю Романовых — союзником, но имели собственные геополитические планы и предпочитали жить в независимом от всех государстве.

Не думаю, что стоит, адресуясь к читателям «Дня», детально описывать состояние украинского освободительного движения того времени. Напомню лишь, что его программой-минимум была национально-территориальная автономия Украины, а программой-максимум — полная независимость соборного Украинского государства «от Сяна до Дона» или даже «одна, единая, неделимая, свободная, самостоятельная Украина от гор Карпатских аж по Кавказские» (то есть с включением Кубани), следовательно, разрыв свободной, республиканской Украины сразу с обеими империями.

А в придачу модерный украинский литературный язык и литература уже существовали более века, были переведены «Евангелия», написаны многие поэтические, прозаические, драматические, социально-политические произведения, выходили в свет периодика, несколько раз возникала, разрушалась властью и опять возрождалась украинская кооперация и на Надднепрянщине, и в Галичине. Иными словами, украинская нация заявила о себе, и известный немецкий социолог Макс Вебер в 1906 году проницательно отметил, что основополагающим вопросом для российского либерализма является украинский вопрос, отношение к свободе Украины.

И при этом как будто либеральная и оппозиционная Латынина в полный голос говорит, что столица Российской империи должна была бы быть в Константинополе, а Украина должна была бы утратить свой язык и культуру, стать этакой «второй Россией», и только после этого обрести независимость.

Караул! Но именно война за Константинополь, а не проклятые большевики (которые на начало 1917-го были никем, несмотря на немецкие деньги) развалила империю! Война архаичной, нежизнеспособной, политически никчемной самодержавной империи, в которой Россия не пала уже через год лишь потому, что самоуправляющиеся земства и кооперация подставили плечо власти и взяли значительную часть обеспечения армии на себя. Однако им вскоре надоело — так же, как и военной верхушке, так же, как и депутатам Думы — иметь над собой недееспособное самодержавие. И империя пала, и была провозглашена республика — вовсе не большевиками. Последние через определенное время как раз де-факто и возобновили сначала территориальную целостность большинства земель бывшей империи (выиграв гражданскую войну у единомышленников Латыниной Колчака, Деникина и Юденича благодаря тому, что предоставили определенную автономию угнетенным царизмом нациям), а затем, уже в 1930-х, реставрировать и ее самодержавный, агрессивный и русификаторский характер.

Но это все известные читателям «Дня» сюжеты. Вернемся в только что упомянутую Кубань. Ту самкю, которая в начале ХХ века сохраняла украинский язык и обычаи, была (наряду с Причерноморьем) житницей империи, а во время революции 1917—1921 годов выразила недвусмысленное желание стать составляющей Украинского государства. Генерал Деникин, как известно, подавил эти стремления (как и стремление чеченцев к свободе) — и проиграл большевикам. До 1932 года на Кубани происходила украинизация, то есть достройка модерной культуры над традиционной. А в конце 1932-го по директиве политбюро ЦК ВКП(б) и лично Сталина началась деукраинизация Кубани. Что интересно, те же партийные документы предусматривали террор голодом Украины и Кубани, то есть Голодомор.

Во время Второй мировой десятки тысяч кубанских казаков разного возраста, не смирившиеся с положением рабов колхозной системы, восстали против большевиков, а затем вынуждено отступили с немцами в 1942—1943 годах. По окончании войны они были выданы союзниками Сталину и в большинстве погибли в ГУЛАГе. В настоящее же время имеем почти сплошную деукраинирозованную Кубань. Не только на уровне языка, а глубже — на уровне традиций, обычаев, нравственности. Украинское уничтожено, исконно русское заместить его не могло в условиях советской власти, собственно советское заместило частично. То есть возникла, употребляя термин Льва Гумилева, известного российского мыслителя, «этническая химера», морально ничтожная, агрессивная, не способная на прогрессивное развитие.

Помните историю Цапков (какая чисто украинская фамилия!), развернувшуюся именно на Кубани? Вот что о них писал Игорь Яковенко: «Сергея Цапко называли «царем Кущевки». За 16 лет абсолютной власти над двумя районами Краснодарского края банды «Цапковских» число изнасилованных ими  девушек превысило 220 (учтены те, кто подал заявление), а общее число убийств исчисляется десятками. Главари банды были, естественно, членами «Единой России», их жены вели совместный бизнес с женами главарей другой, более мощной ОПГ, а именно с женами руководства Генеральной прокуратуры. Поэтому даже избиения сотрудников УСБ МВД сходило бандитам с рук, не говоря уже о таких пустяках, как изнасилования, убийства граждан, а также рэкет и грабежи. В Кущевском районе живет около 66 тысяч человек, в Ленинградском — около 63 тысяч. «Цапковские» начинали брать под себя Кущевку, имея в составе ОПГ всего 12 человек. Потом численность группировки возросла до 70 человек. Несколько десятков тысяч взрослых мужчин против нескольких десятков отморозков. «Цапковские» и сегодня безраздельно царили бы на отведенном им куске России, если бы не некоторая неуравновешенность их главарей, неспособность держать в узде свои садистские фантазии».

Ничего удивительного — такова она, «деукраинизированная Украина», с искалеченным русским языком, с тщательным образом выжженной империей глубинной культурой. Цапки здесь не случайны, и каннибалы, о которых в этом году рассказывали российские СМИ, и недавняя история с одобрительным отношением большинства жителей станицы и чуть ли не всех школьников к «сексуальным упражнениям» малолеток, и политические установки на путинское самодержавие, и ксенофобия, и все такое прочее. Такой была бы и вся «российская Украина», если бы вдруг сбылись мечты Юлии Латыниной. Однако, к счастью, ни российские самодержцы, ни имперские либералы, ни диктаторы не всевластны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать