Финишная прямая Черногории в НАТО
«Наш народ на 75% поддерживает вступление в Альянс», - премьер страны Мило ДжукановичМаленькая Черногория с экономикой в основном направленной на рекреацию и комплексом проблем, присущих странам бывшей Югославии, сегодня ступила на финальный путь в «семью» НАТО. 28 стран НАТО подписали протокол о вступлении этой страны в Альянс. Теперь дело за парламентами натовских стран, что, по мнению Генсека Йенса Столтенберга, может продолжаться еще год. Тогда Черногория станет полноправным членом Альянса. Безусловно, для НАТО весьма необходимо уверенное присутствие на Балканах, и такие страны, как Черногория, в определенной степени являются гарантией «стабильности в нестабильном регионе».
На этот раз в штаб-квартире НАТО звучало много славянских слов. Язык премьера Черногории Мило Джукановича понятен украинцам, но для того, чтобы объясниться с черногорцами, оказывается, нужен переводчик - мы говорим об одних и тех же вещах, почти одинаковыми предложениями, но по-разному. Балканы были и остаются очень сложной территорией. Именно поэтому тема стабильности и реформ здесь крайне актуальна. Не будем также забывать и о влиянии России в этом регионе, где война была рядом. При этом Украина за свой 25-летний путь была далека от войны и в свое время близка к НАТО. Сейчас же наша страна в войне, а вступление в НАТО для нас кажется реальностью за горизонтом. Приблизительные подсчеты срока относительно «соответствия стандартам» НАТО Украиной вырисовываются на 2020 год. Но это только «соответствие стандартам», а не конкретные приглашения. Черногория же, по мнению Столтенберга, поражает «решимостью и преданностью реформам и натовским ценностям», поэтому она так быстро и направляется к членству. За этой, казалось бы, формальной фразой Генсека есть ответ на ключевой вопрос - стать членом НАТО реально тогда, когда сама страна демонстрирует свое желание быть членом Альянса, а не тогда, когда дружественность остается в формате декларативных заявлений.
Премьер Мило Джуканович отметил, что «Черногория не собирается только брать от НАТО, но и всячески пытается отдать Альянсу». Действительно, военные этой страны принимали участие почти во всех операциях НАТО. Столтенберг уточнил: «Теперь Черногория будет постоянно присутствовать на всех совещаниях Альянса и привлекать к совместным проектам ее отныне будет проще». Вспомним, что и Украина имеет существенный список участия в операциях НАТО, в частности как страна-партнер в программе НАТО «Партнерство ради мира». Кроме того, Черногория присоединяется и к натовским трастовым фондам, которые сейчас помогают Украине. Джуканович отметил, что его страна, осознавая угрозу от РФ, также поддерживает усиление присутствия НАТО на востоке Европы.
Один из журналистов спросил Джукановича, будет ли проведен референдум в его стране для подтверждения решения вступления. Ответ черногорца четкий: «Наш народ на 75% поддерживает вступление в НАТО, поэтому в таком референдуме нет необходимости». Эта фраза четко коррелирует с упомянутой «решимостью и преданностью натовским традициям».
Таким образом, сегодняшнее событие, которое для Черногории является существенным, уверенным шагом, у украинцев пока вызывает вопрос: почему не мы? И возможна ли была бы война, если бы Украина уже до этого стала членом НАТО или хотя бы была привлечена к Плану действий относительно членства в Альянсе, что, кстати, в 2008 году в Бухаресте «обрубили» нам Франция и Германия - нынешние страны - участники Нормандской четверки. Четверки, которая «мирит» нас с самими собой при том, что из Украины точит кровь Путин. Кремль пока обыгрывает и нас, и Европу. Именно поэтому для НАТО важно ускорить «собирание европейских земель», пока там не разгорелся еще один «русский мир».
Валентин ТОРБА, «День», Брюссель