Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Генеральная Ассамблея ООН: мир или война?

22 сентября, 15:25

Центральным событием на нынешней Генеральной Ассамблее ООН стало выступление президента США Дональда Трампа. Больше всего общественность волновала его позиция по северокорейской ядерной программе. Здесь Трамп был решителен и бескомпромиссен. Его риторика напоминала речи Рональда Рейгана, когда тот говорил об «империи зла»: «Бедствием для нашей планеты сегодня является небольшая группа стран-изгоев, которая нарушает все те принципы, на которых строится Организация Объединенных Наций. Они не уважают ни своих собственных граждан, ни суверенные права своих стран. Если добропорядочное большинство не станет бороться с порочным меньшинством, в мире возобладает зло. Когда порядочные люди и страны становятся сторонними наблюдателями, силы зла и разрушения набирают вес и могущество. Никто не демонстрирует такого презрения к другим странам и к благополучию собственного народа, как безнравственный режим Северной Кореи. Он несет ответственность за голодную смерть миллионов северокорейцев, а также за пытки, убийства, аресты и угнетение бесчисленного множества людей… Северокорейскому режиму и этого оказалось недостаточно. Сегодня он бездумно испытывает ядерное оружие и баллистические ракеты, угрожая всему миру и создавая опасность бесчисленных людских жертв. Это возмутительно, когда некоторые страны не только торгуют с таким режимом, но и вооружают, снабжают его и оказывать ему финансовую поддержку, зная, что он угрожает миру ядерным конфликтом… Ни одна страна на нашей планете не хочет, чтобы эта банда преступников вооружилась ядерным оружием и ракетами. У Соединенных Штатов много сил и терпения, но если Америку вынудят защищаться или защищать своих союзников, у нас не останется выбора, кроме как полностью уничтожить Северную Корею. Рокетмен встал на самоубийственный путь для себя и для своего режима. Соединенные Штаты готовы и в состоянии отразить удар, но надеются на то, что необходимости в этом не будет. В этом весь смысл Организации Объединенных Наций. Именно для этого она и создавалась. Посмотрим, как они себя поведут».

Эти слова напоминают ультиматум. После такого выступления любой новый северокорейский ракетный пуск или любое новое ядерное испытание может рассматриваться президентом США как повод для начала операции по ликвидации ядерной и ракетной программ КНДР, которая при наихудшем развитии событий может привести к большой войне на Корейском полуострове, в ходе которой, по мысли Трампа, северокорейский режим будет уничтожен. «Мощнейшее испытание» водородной бомбы в Тихом океане, которым «рокетмен» Ким Чен Ын пригрозил «сумасшедшему старику» Трампу, как раз и может стать таким поводом.

Хотя, в то же время, после выступления на Генассамблее Трамп максимально ужесточил финансовые санкции против КНДР, как бы пытаясь взять Северную Корею измором. Но без полного торгово-финансового эмбарго со стороны Китая измора, т. е. экономического удушения северокорейского режима, не получится, а Китай пойти так далеко явно не готов. Когда же Трамп назвал сделку по ядерной программе Ирана, одной из худших, которые когда-либо заключали США, западноевропейские союзники всерьез обеспокоились, что американский президент может в самое ближайшее время выйти из этого соглашения. Но они быстро сообразили, что на столь радикальный шаг до разрешения северокорейского кризиса даже Трамп вряд ли рискнет пойти. Поэтому лидеры стран Евросоюза сосредоточились на критике его заявления по корейской проблеме. Эммануэль Макрон в который раз повторил, что лучший метод давления на Пхеньян – это международные санкции, поскольку «на нас и наших партнёрах (среди них Китай и Россия) лежит ответственность за то, чтобы вернуть за стол переговоров урегулирование этого кризиса. Франция отказывается от любого нагнетания напряжённости, и оставляет все двери для диалога открытыми, если такой диалог приведёт к миру». А Ангела Меркель назвала любую форму военного решения северокорейского кризиса «абсолютно неприемлемой» и потребовала дипломатического решения проблемы с помощью международных санкций. Беда только в том, что дипломатическое решение уже вряд ли достижимо.

На встрече с Порошенко Трамп поддержал предложение украинского президента о вводе миротворцев на всю оккупированную территорию Донбасса, включая российско-украинскую границу. Этот жест может рассматриваться как важный знак моральной поддержки Украины, но он вряд ли приведет к реальному осуществлению ввода миротворцев ООН на Донбасс из-за резкой оппозиции со стороны России. В своей речи в ООН Украину Трамп назвал лишь однажды, когда говорил о необходимости противостоять угрозам суверенитету, «которые существуют от Украины до Южно-Китайского моря».

Эта мысль нашла отклик в выступлении Порошенко, поблагодарившего Трампа за призыв «уважать и гарантировать суверенитет в глобальном измерении». Еще украинский президент вполне предсказуемо заявил, что «Россия является не контрибутором международной безопасности, а ее наибольшей угрозой», и указал на вопиющие нарушения российской стороной прав человека в Крыму и на Донбассе, где продолжается российская агрессия. Отвергая намерение России «обменять мир в Украине на свободу Украины», Порошенко предложил ввести миротворцев ООН на всю оккупированную территорию Донбасса, чтобы они перекрыли возможность поставок оружия сепаратистам. Но вот о конкретном наполнении мандата миротворцев украинский президент ничего не сказал, равно как и об их возможной численности. Вероятно, Порошенко не слишком верит в успех своей инициативы, которую гарантированно заблокирует Россия.

Встречу с Порошенко Трамп назвал «чудесной», поддержал экономические реформы в Украине. Правда, призвал украинского президента «продолжать работать над устранением коррупции и улучшением бизнес-климата». Но прямого обещания о поставках летальных вооружений Украине американский президент не сделал, если только оно не скрывается за словами Порошенко о «беспрецедентном уровне» сотрудничества с США, в том числе и с Пентагоном. Очевидно, такого заявления можно ждать не ранее принятия соответствующего закона Палатой представителей. И, боюсь, пока не разрешится так или иначе северокорейский кризис, США не будут всерьез заниматься проблемой Донбасса.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать