И снова о монетизации
Опять лишний раз убедился: «День» читают, и делают это регулярно. После публикации на сайте газеты моей статьи «Политические игрища власти с массовыми акциями» (20.06.2018) сразу несколько знакомых спросили меня через Интернет – а не переборщил ли я, утверждая, будто монетизация льгот может стать одним из спусковых крючков массовых протестов? Ведь речь идет об одном из крайне нужных инструментов перехода от постсоветской к нормальной экономике, поэтому, если хорошо объяснить все людям, они в большинстве своем воспримут аргументацию, а потому протесты массовыми не станут, не достигнут угрожающих политической стабильности в предвыборный год размеров...
Попробую объяснить, на чем основаны мои выводы. Тем более, что на эти вещи почету-то не обращает внимание большинство аналитиков.
Значительная часть постсоветских льгот, которые имели определенные категории населения, в Украине за прошедшие годы уже монетизирована или трансформирована в нечто иное (например, программа «Доступные лекарства», которая заменила целевые льготы для пенсионеров и других групп населения). Поэтому главным объектом новой волны монетизации льгот будут выступать льготы на проезд всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах. В марте Кабмин принял соответствующее постановление, в котором обозначены главные параметры такой реформы, суть которой будет заключаться в том, что вместо льгот люди будут получать соответствующие денежные компенсации за них. При этом конкретный размер ежемесячной выплаты наличных средств будут утверждать (децентрализация!) областные и Киевская горгосадминистрация. Их размер будет определяться путем умножения средней стоимости проезда в городском коммунальном транспорте на 30 поездок. Для лиц, имеющих право на несколько льгот, будет назначаться ежемесячная выплата по наибольшей из них. Эти выплаты не будут учитываться при расчете общего дохода семьи для всех видов социальной помощи. Для лиц, имеющих право на льготы по оплате проезда на междугородных маршрутах, размер выплат будет увеличиваться на 20%. А для лиц с инвалидностью 1-й, 2-й групп и детей с инвалидностью, обучающихся в вузах и учреждениях общего среднего и профессионального образования, размер выплаты будет удваиваться. Такие вот параметры изменений, если коротко.
Что ж, все вроде бы логично, более того: как бы и справедливо, ведь должна учитываться региональная специфика и особенности тех или иных населенных пунктов, но... Возьмем такую категорию населения, как работающие пенсионеры. В стольном Киеве им, чтобы добраться до места работы, приходится ехать в среднем двумя видами транспорта. Назад – тоже двумя. Если исходить из пяти рабочих дней в неделю, то установленная Кабмином норма денежных компенсаций за льготы на проезд будет потрачена за полторы недели. Все остальное время придется ездить на работу за счет зарплаты. А если учесть, что значительная часть работающих пенсионеров получает или неполную ставку, или имеет меньшую, чем молодежь оплату труда, то напрашивается вывод, что эта категория киевлян станет одной из главных потенциально «взрывоопасных». А как быть работающим инвалидам и детям с особыми потребностями, которые учатся? Им денежная компенсация будет перекрывать три рабочие недели, а не полный месяц. Вот еще одна «взрывоопасная» группа. Наконец, ветераны АТО и ООС. Их тоже существенно затронет нововведение. Это третья группа, способная на «взрыв».
Конечно, будут и категории киевлян, которые существенно выиграют от монетизации льгот на проезд. Это – неработающие пенсионеры, которые либо ходят пешком в ближайшие магазины и поликлиники, либо вообще сидят на скамейках во дворе, а продуктами и всем остальным их обеспечивают члены семьи. И лица с серьезной инвалидностью тоже. Но стоит заметить: это в силу объективных причин значительно менее социально активные общественные группы, чем те, кого больно ударит монетизация льгот...
Кстати, всего в Украине около 12 млн пенсионеров. Если только два-три миллиона из них примут участие в акциях протеста (плюс ветераны АТО и ООС, плюс инвалиды, которые работают или учатся), мало не покажется.
А теперь вернемся к разъяснению необходимости монетизации льгот на проезд (мол, выйдут на акции только политически несознательные граждане, а сознательные не станут этого делать, они согласятся с необходимостью «болезненных реформ»). Но Украина – не Россия. Это там протесты против монетизации льгот проходили под коммунистическими лозунгами и в итоге имели следствием падение популярность не Путина (он только на какой-то год потерял рейтинг, а потом восстановил его), а либеральных реформаторов и их партий. Украинцы четко знают виновников бедствий: олигархические кланы, коррумпированная и алчная власть, спекулирующая на патриотических чувствах людей, тупые неэффективные чиновники и т.п. Поэтому протесты будут проходить не под коммунистическими, а скорее под националистическими лозунгами (напомню, что действенный национализм предполагает национальную солидарность). На них выйдут как раз сознательные граждане, а те, кто поверил властным «разъяснением», будут относиться к категории малосознательных. Ведь понятно: прежде, чем проводить монетизацию льгот, следует перекрыть офшоры и запустить реальные антикоррупционные механизмы. А еще – перекрыть разворовывание бюджета через ProZorro (как это делается, хорошо описано в СМИ). И так далее, и тому подобное. Ведь, скажем, в Киеве с середины июля вдвое вырастут тарифы на проезд в коммунальном транспорте, тогда как в маршрутках, принадлежащих тому же «Киевпасстрансу», что и автобусы, электронный учет оплаты за проезд запланирован «на потом», то есть огромные наличные суммы и дальше будут там бесконтрольно «крутиться»... А при таких обстоятельствах все рыдания о маленьком бюджете, недостаточных налогах, дефиците пенсионного фонда и т.п. – это свидетельство циничного лукавства или полной некомпетентности. Поэтому формула «Утром – деньги, вечером – стулья» не сработает: сначала нужны настоящие реформы, настоящее преодоление коррупции, настоящая трансформация олигархического строя, настоящий прогресс в наведении в стране элементарного правопорядка, а непопулярные реформы – уже потом. Такие реформы могло на рубеже 1980-90-х в Польше проводить «правительство доцентов» во главе с профессором Мазовецким, члены которого ходили в таких же стоптанных ботинках, как и абсолютное большинство их сограждан, и ездили на таких же польских «фиатах». А власть миллиардеров и мультимиллионеров способна проводить такие реформы, в результате которых страна и ее рядовые граждане (миллионы и миллионы!) будут только беднеть, исключительно силой. Но на силу всегда найдется другая сила...
Поэтому властям следовало бы не спешить с монетизацией льгот на проезд (которая, кстати, объединится с новыми скачками коммунальных тарифов), а сначала сделать хоть что-то реальное в сфере преодоления коррупции, ликвидации офшоров и отстранения хотя бы самых одиозных олигархов от влияния на политику.