Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Идлибский цуцванг для Асада и Путина

Вероятно, была надежда на всегдашний российский, сирийский и иранский авось. Теперь же союзникам в Идлибе придется пожинать плоды своего авантюризма
28 февраля, 20:56

Похоже, большая война в Сирии уже началась, раз действиями турецких войск там непосредственно руководит министр обороны Турции. Рискну предположить, что ночной удар по турецкой автоколонне в Идлибе, в результате которого 33 турецких военнослужащих были убиты и еще несколько десятков ранены, нанесла авиация правительства Башара Асада, причем без ведома своих российских союзников, хотя и, вполне возможно, с согласия Ирана. Пикантность ситуации состоит в том, что координаты дислокации турецких войск сирийские правительственные войска наверняка получили от российских военных, которым турецкая сторона передает их как раз для того, чтобы избежать нападений на свои войска. Этот удар стал не только местью за падение Найраба и Саракиба, вновь захваченных накануне протурецкими военными формированиями и отрядами сирийской оппозиции при самой активной поддержке турецкой артиллерии и спецназа.

Тут дело обстоит гораздо серьезнее. Асад все больше осознает, что начав при одобрении, а вполне вероятно, и по инициативе своих российских союзников, большое наступление в Идлибе, его армия и союзные иранские войска вместе с бойцами российских ЧВК (под них теперь замаскированы военнослужащие российских регулярных войск в Сирии) оказались в очень сложном положении. Столкновения с турецкими войсками были неизбежны и вызвали вполне неизбежный силовой ответ Анкары. Вот-вот должно было начаться обещанное Эрдоганом большое турецкое наступление в Идлибе, которое Асад и его союзники не в состоянии выдержать. И в этой ситуации сирийский президент решил сыграть на опережение и на максимальное повышение ставок, как делает азартный игрок в покер с очень слабой комбинацией на руках, все повышая и повышая ставки, в расчете, что у противников не выдержат нервы. Асад наносит своеобразный превентивный удар по турецким войскам, рассчитывая, что это неизбежно спровоцирует начало большого турецкого наступления еще до формального истечения срока ультиматума Эрдогана с требованием вывода сирийских правительственных войск и их союзников из Идлибской зоны деэскалации. Асад надеется, что тем самым он вынудит Москву начать наносить удары по турецким войскам с использованием российской авиационной группировки в Сирии. В результате, как рассчитывает сирийский диктатор, турки дрогнут, прекратят наступление и пойдут на новые переговоры о зоне деэскалации, а за сирийскими правительственными войсками останется уже захваченная ими половина Идлиба.

Однако, судя по всему, Владимир Путин все-таки не готов бросить свою немногочисленную авиационную группировку в Сирии против турок, обрекая ее на верную гибель, и также не готов бороться за Асада до последнего российского солдата в Сирии. Как можно понять, российские самолеты в Идлибе наносят удары только по сирийским повстанцам, но не по турецким войскам. Однако очень скоро для российской авиации может не остаться в Идлибе «законных» целей, так как повсюду там будут турецкие военные. Российский президент направил в Средиземноморье два фрегата, вооруженные ракетами Калибр», и они уже прошли Босфор. Однако использование «Калибров» против Турции выглядит совершенно невероятным, так как наверняка повлечет ответ уже со стороны НАТО. Скорее можно предположить, что на российских фрегатах перебрасывается в Сирию дополнительное вооружение и снаряжение. Турция закрыла свою территорию и Черноморские проливы для поставок в Сирию грузов военного назначения, но турки не имеют права задерживать и досматривать военные суда, проходящие Черноморские проливы. Однако даже с российским вооружением и боевой техникой армия Асада и ее иранские союзники не в состоянии противостоять турецким войскам.

После ночного обстрела в Идлибе состоялся еще один телефонный разговор между Путиным и Эрдоганом. Турецкий президент сообщил своему российскому коллеге, что Турция более не будет ограничивать себя в военных действиях против армии Асада и ее союзников. Как можно понять, Турция теперь будет наносить удары не только в Идлибе, но и по всей Сирии, причем с использованием авиации. Путин теперь согласился наконец встретиться с Эрдоганом, хотя в последнее время предложения о встрече неизменно отвергал. Скорее всего, на этот раз российско-турецкий саммит состоится (предварительно объявлено, что он может пройти в Москве 5 или 6 марта), но крайне сомнительно, что сторонам удастся найти решение кризиса в Идлибе, поскольку никакого компромисса в настоящее время не просматривается.

По всей видимости, теперь идлибский кризис будет решаться силой оружия, и никаких шансов у Асада нет. После провокации, осуществленной им в ночь на пятницу, велика вероятность того, что турецкие войска постараются уничтожить группировку иранско-асадовских войск, действующих в Идлибе, а потом не ограничатся территорией Идлибской зоны деэскалации и захватят еще некую буферную зону у ее границ. Тут вполне может возникнуть проблема российских пленных. Солдатам и офицерам, действующим под видом ЧВК, очевидно, в случае попадания в плен предписано отрицать принадлежность к российской армии, а называться бойцами-добровольцами ЧВК. Однако тут возникает реальная опасность, что турки передадут таких бойцов-наемников в руки сирийских оппозиционеров, и тогда их ждет жуткая мучительная смерть. По-хорошему в руководстве российской группировки в Сирии должен бы найтись хотя бы один разумный генерал, который бы приказал российским военнослужащим покинуть Идлиб, но, боюсь, Москва на это санкции не даст. Однако и какого-либо достойного выхода из сложившейся в Идлибе ситуации для Путина не видно.

Дабы надавить на Евросоюз, Эрдоган на 72 часа открыл границы для стремящихся в Европу беженцев. Сейчас турецкий президент пользуется очевидной поддержкой США, которые только приветствуют, что турецкие солдаты убивают солдат Асада и иранцев. А в случае серьезного вмешательства России, которое, однако, кажется невероятным, американцы вполне могут повторить бойню под Хишимом. Евросоюз же, выступающий против дальнейшей эскалации в Идлибе, не в состоянии что-либо предпринять.

Начиная наступление в Идлибе, Асад и его союзники пошли на откровенную авантюру, так как вооруженное вмешательство в конфликт со стороны Турции нетрудно было предсказать. Вероятно, была надежда на всегдашний российский, сирийский и иранский авось. Теперь же союзникам в Идлибе придется пожинать плоды своего авантюризма.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать