IKEA. Осанна!
В августе этого года шведский мебельный гигант IKEA открыл свой первый гипермаркет в Сербии. На торжественной пресс-конференции по случаю открытия журналистка задала присутствующему там Президенту республики Александру Вучичу столь же прекрасный, как и идиотический вопрос:
- Осознаете ли вы, что войдете в историю как президент, во времена которого в Сербию зашла IKEA?!
Конечно, этот вопрос быстро стал мемом в сербском обществе, но на смех подняли не репортершу, а самого Президента. Потому что это Вучич пытался сделать из появления гипермаркета мебели на сербском рынке событие планетарного уровня. Он даже лично (!) написал статью об этом для одного из сербских журналов.
На ту статью бурно отреагировали простые читатели и политические эксперты. В частности, популярные колумнисты писали о том, что Президент Сербии должен очень мало зарабатывать, быть абсолютным нищим, если должен в свободное от работы президента время еще и подрабатывать фрилансером-автором в желтой прессе. Третьи писали, что им не нравится тот факт, что президент вместо выполнения служебных обязанностей пишет пиар-статьи для коммерческой фирмы.
«Памятную» статью Вучича заметили не только в родных палестинах - даже журнал The Ekonomist напечатал отзыв на творчество сербского президента. И тоже в довольно юмористическом стиле: писали, в частности, что сложная евроинтеграция Сербии в ЕС напоминает сногсшибательную сборку мебели от IKEA. А также добавили, что больше нигде в мире открытие мебельного магазина (а это уже 400-й гипермаркет фирмы) не стало бы новостью национального масштаба.
Словом, вместо лидера-реформатора Вучич выглядел посмешищем, но это не умаляет того факта, что сербы действительно очень обрадовались открытию этого мебельного гипермаркета. А на этой неделе оптимистичный прогноз относительно появления IKEA на украинском рынке появился в наших медиа: «Сейчас IKEA подыскивает наиболее приемлемую бизнес-модель, которая позволила бы реализовать планы в Киеве в течение ближайших одного-двух лет. Решение о дальнейших шагах будет принято исходя из результатов исследования рынка и предпочтений украинских потребителей. Мы идем в Украину с видением того, как изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей. Наша компания представит в Украине широкий выбор доступных товаров для дома, чтобы удовлетворить высокий спрос со стороны потребителей».
В Украине эта новость тоже вызвала большой подъем. Честно говоря, довольно забавный, потому что - даже учитывая известную «антикоррупционную» политику фирмы - IKEA не является благотворительной организацией или церковью, поэтому, разумеется, что ее интересует 45-миллионный украинский рынок. Интересует прежде всего для зарабатывания денег, а не для изменения жизни украинцев.