Их разрушающий обман

Думаете, в информационном обществе вранье не может быть таким же дремучим, как в средневековье? Увы. Даже более дремучим. Истории о колдовстве ведьм, превращении золота в свинец, крови младенцев для еврейской мацы, дрессированных китах, топящих корабли, четыреста лет назад звучали вполне убедительно. Верили слову. Газет не было, и знание мира для людей часто ограничивалось окраинами поселения. Как же в век открытых и бесплатных информационных ресурсов и мгновенной доставки картинки из любых широт, можно использовать те же выдумки?
Можно. Особенно, если глупости произносятся людьми, которые по должности должны быть умными. Вот, например, как представляет историю своего народа член Государственной думы Российской Федерации Вячеслав Никонов: «У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии...». Вот, оказывается, почему дедушка автора этих строк, товарищ Молотов, так быстро нашел общий язык с Риббентропом. Оба одной крови были.
Еще более патетично высказался главный редактор газеты «Завтра» в «Известиях». «Но черная сперма фашизма пролилась на Киев — матерь городов русских, — откровенничает А. Проханов, заставляя меня представить в небе источник писательского семяизвержения. — ...В золотой апсиде Софии Киевской, среди святынь и храмов стал взрастать уродливый эмбрион с волосатым лицом и черными рожками, как изображают дьявола на церковной фреске. Фашизм, как гнилое ядовитое тесто, переполнил киевскую квашню и стал расползаться по всей Украине. Его танки утюжат улицы Краматорска...».
Хочется добавить к тексту что-то вроде «Гой еси, добрый молодец». Уж очень все архаично и бьет в нос средневековьем. Так не говорят и так не мыслят современные люди. Почему характерные для времени княгини Ольги эманации свободно распространяются в путинском ареале российского общества? «С ума все сошли! Это хуже геббельсовской пропаганды!» Такие возгласы самих россиян, наших граждан, политиков, дипломатов, экспертов звучат в СМИ, парламентах, даже на трибуне ООН. Госдеп США уличил президента России в 10 случаях откровенной лжи, чего никогда не позволял себе в дипломатической полемике раньше.
Так почему же они лгут? Ведь рано или поздно все откроется. Мир уже знает цену слов Путина и Лаврова, подлинные итоги крымского «референдума», происхождение диверсионных групп на Донбассе, норд-остовский газ в Одессе и причины массовых провокаций в Украине.
Ответ мы находим у философа, киевлянина, закончившего наш университет имени Т. Шевченко. В 1939 году Николай Бердяев написал статью «Парадокс лжи». Ее не любят читать в России, хотя называют автора русским мыслителем. Он называет причины несусветного вранья в государствах-тиранах: советской России, фашистских Италии и Германии. Чтобы не удивляться передачам Киселева, речам Путина, диким искажениям истории и действительности, стоит обратиться к ее основным выводам.
Ложь — строительный материал тоталитарных государств. Без организованной лжи они бы просто не могли существовать. Вранье в ранге государственной политики естественно и внушается как священный долг по отношению к избранной расе, державе, избранному классу. Оно даже не осознается людьми как ложь, поскольку служит предполагаемому общему благу и государственному устройству. «Ложь может даже казаться единственной истиной», — полагает Бердяев. Таким обществам необходим враг «для взвинчивания энтузиазма, для оправдания насилия, для возрастания могущества».
Но масштабное вранье, поддерживающее организацию общества и государства, разрушает личность. «Для коллективного сознания Германии и Италии ясно и очевидно, что именно демократические государства хотят войны, диктатуры же не хотят войны и борются за мир. Это есть ложь с точки зрения личного сознания и совести, но эта ложь превращается в реальность с точки зрения коллективного фашистского сознания, ибо способствует могуществу диктатур». Такой вывод сделал наш земляк в 1939 году. Его десятки раз подтвердила история: лживые общества обречены, поскольку не способны объединить граждан на реально существующих, осознаваемых всеми целях и ценностях. «Правда всегда означает, что дух определяет общество, ложь же означает, что общество определяет дух», — резюмирует философ.
Логический и нравственный урок разрушительной силы лжи осознан лишь в политическом опыте XX века. До этого времени искренность порывов не обольщала правителей и трибунов России. Иначе бы не родились у поэта А. Пушкина такие строки:
Да будет проклят
правды свет,
Когда посредственности
хладной,
Завистливой,
к соблазну жадной,
Он угождает праздно! —
Нет!
Тьмы низких истин
мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце!
Что же
Он будет без него? Тиран...
Два мыслителя России, разделенных временем и противоположным отношением к лживому государству приходят к одному итогу. Когда нет идейного и культурного доминирования власти, когда слово правды может разрушить созданную государственную систему, на помощь приходит ложь. Она разрушает личность, отменяет нравственные критерии общества, зато обручем порока скрепляет страну. Такие скрепы и держат Россию Путина.