Перейти к основному содержанию

Кандидаты в мусорные баки

19 сентября, 09:56

На кровожадных активистов одесского «Правого сектора» завели уголовное дело, узнал я из местных газет. Дней десять назад бескорыстные хулиганы среди бела дня набросились на чиновника Фонда социального страхования Олега Руденко. Того еще раньше поймал на взятке в 558 тысяч гривен правоохранительный сектор. Но правоисполнительный сектор отпустил Руденко под залог на свободу. Распоясавшиеся молодчики засунули законно гуляющего  взяткополучателя в мусорный контейнер, красиво именуемый в Одессе «альтфатером». Закрыв крышку конструкции для всех типов отходов, активисты продержали несчастного среди консервных банок, арбузных корок и пластиковых бутылок несколько минут. За это время обнажилось несовершенство нашей системы сбора мусора и правосудия. Ведь что получилось. Присвоил человек деньги, из-за которых пострадали, как у нас принято говорить, широкие социальные слои. Эти же деньги спасли его от заключения под стражу, и этот же суд, вполне вероятно, осудит за  хулиганство представителей тех самых широких социальных слоев.   Где же нравственный урок для всех сторон конфликта, включая широкие социальные слои?

Не успел я задаться этим вопросом по частному случаю в Одессе, как новое происшествие, подсказало, мол, речь идет о закономерности. В столице нашей Родины, в самом ее сердце произошел точно такой же инцидент. На этот раз  содержание мусорного бака изучал не по своей воле народный избранник Виталий Журавский. Он, по словам мастера кисти и знатока политических интриг Сергея Пояркова, попал в мусоросборник в результате козней соперников на выборах. То есть депутат Верховной Рады трех созывов, активный функционер Партии регионов, оставшийся ныне без партии, шел себе спокойно на четвертый созыв, а его недобросовестные конкуренты поджидали за углом с преступными намерениями. Ничего общего с первым случаем, кроме видеосъемки.    

Откуда взялась мода запихивать в места сбора мусора политических и экономических деятелей? Буквально на днях социальные сети рассказали о  чудом спасшемся от  электоральной толпы экс-регионале Юрии Мирошниченко, которого тоже намеревались поймать и  затолкать во что-то неприятное. Тут уже и слепой заметит тенденцию. Не случайно специальный представитель Президента по разрешению конфликта на востоке страны Ирина Геращенко обратила внимание на дикость таких предвыборных технологий. Впрочем, каждый из нас свидетель постоянного закипания  ярости избирателей во время обычных политических процедур. Могу подтвердить лично. Недавно простоял несколько минут на перекрестке дорог у всем известного рынка «7-й километр». Сейчас рынок не особо виден из-за множества билбордов Сергея Тигипко, Эдуарда Матвейчука (руководителя Одесской области времен Януковича), Валерия Коновалюка и других ярких представителей той политической силы, что обещала вывести страну из руины. По возгласам и отзывам в сторону наглядной агитации  сделал вывод об опасности, нависшей над кандидатами. И если их охрана читает газеты, то сообщаю: не позволяйте своим шефам ходить вблизи контейнеров с бытовыми отходами.

Разумеется, нельзя поощрять людей к типу волеизъявления, когда вместо бюллетеней в урны, бросают политиков в мусорные баки. Так правовую страну не построишь. Да и мусор девать будет некуда, если каждому  скомпроментированному  отвести по персональному «альтфатеру».  Но есть  в истории  более глубокий  моральный подтекст и повод для размышлений.

Полюса напряжения общества искрят. Война оттягивает на себя их энергию, но перед выборами вновь повышается градус. Скоро исполнится год общественным намерениям изменить страну к лучшему и желаниям избавиться от тотальной коррупции, политической проституции и откровенной глупости верхов, не понимающих сути происходящего. Но мечты не сбываются, и вместо отправки на свалку истории позорных явлений люди занимаются выносом на мусор  тел казнокрадов и депутатов. Плохое занятие, которое с виду представляется возмездием робин-гудовского характера, но, по сути, дискредитирует процесс демократических преобразований. Народным негодованием пользуются, чтобы оно как можно дальше вышло за пределы правовых норм. Пользуются, прежде всего, недруги новой Украины, заинтересованные  в нагнетании атмосферы нетерпимости и недоверия в обществе. Судьи и прокуроры, выпускающие преступников на свободу, неутомимые на ниве воровства чиновники, обанкротившиеся политики, пытающиеся вернуть старую жизнь. Многим выгодно завести толпу для отвлечения внимания, устранения конкурентов, дискредитации народовластия, просто чтобы спутать карты.  Когда в руках правых оказывается очередной виноватый для погружения в мусорный бак, наслаждение испытывают гораздо больше людей, чем кажется на первый взгляд. Даже попавшие в «альтфатер», из обвиняемых превращаются в пострадавших. Не говоря уже о радости зрителей заказанного или стихийного акта возмездия. Эмоции сильнее разума.

Кстати, чувство презрения, господствующее  в нынешнем избирательном процессе, не принадлежит к числу базовых: гневу, отвращению, страху, счастью, печали и удивлению. Оно появилось на поздней стадии человеческого развития и было сформулировано лишь в XIII  веке как производное обиды, гнева и пренебрежения.  Американский философ Роберт С.Соломон, занимавшийся теорией социальных чувств, трактовал их проявление так. Обиды направлены на людей, которые занимают высокий общественный статус. Гнев проявляется в отношении равных, а пренебрежение — в сторону низшего сословия. С точки зрения когнитивистской теории эмоций, «уважаемый человек» в мусорном баке означает серьезные социальные перемены. Пренебрежение пошло снизу вверх. А значит, это не отдельные случаи посягательств и надругательств, а  явный сигнал для смены элит. Канун революций всегда украшали толпы черни, бегущие за вельможами, и народные мстители, прохаживающиеся плетями по спинам вчерашних господ.

Сейчас можно и нужно обойтись  без насилия. Достаточно одним не дразнить гусей, а другим  не распускать руки. Как говорил один правозащитник, девушка в короткой юбке не виновата, когда на нее набрасывается насильник. Но мадам, ежедневно разгуливающая в исподнем под окнами казармы, —  совсем другая история.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать