Перейти к основному содержанию

«Хлопский розум» украинских элит

14 апреля, 12:15

С самого начала нас пытались убедить, что в истории, разворачивающейся вокруг премьерского кресла, есть правая и виноватая сторона. Кто-то из двух главных героев «тянет одеяло на себя», а кто-то «несет ношу ради страны». Нам говорили о работе правительства и реформах, о кумовстве и потоках. Оказалось, что у «высоких договаривающихся сторон» отсутствует список кандидатур на министерские портфели. А без этого просто глупо было начинать интриги и многоходовочки. Тогда ради чего столь спешно смещалось правительство, в котором были работающие министры, часть из которых пришлось возвращать даже с помощью иностранных послов? А «шоб було»…

Складывается впечатление, что если план у кого-то и был, то он явно не имел отношения к желанию расставить «своих» людей. Скорее всего, речь изначально шла о том, чтобы поскорее убрать «чужих». Зачем? «Ну, как же? Потому что!»…

То, что мы имели несчастье наблюдать все последние месяцы, задумывалось как блистательный авантюрный боевик с намеками о бегстве «Сени» на бигбордах, троллингом друг друга в соцсетях, хватанием за причинные места прямо во время выступления на парламентской трибуне. Как получилось, что комедия превратилась в оскорбительное для страны зрелище? Возможно, дело в специализации актеров. А возможно, сценаристы что-то напутали. Но когда вся страна вынуждена лицезреть действо, которому впору давать маркировку «детям до» —  спектакль пора прекращать немедленно.

Попытка Владимира Гройсмана изображать из себя самостоятельного политика и настаивать на вхождении в Кабмин «команды винницких профессионалов» снимает с повестки дня вопрос о «команде реформаторов» как безнадежно устаревший. Вот зачем потенциальному премьер-министру изначально намекать стране, что «он тут не для этого», протаскивая в правительство под своим именем людей, далеких от реформ?  По той же причине – «А шо такова?»…

Те, кто думают, что в случае излишней манерности Владимира Гройсмана можно всегда вернуться к Арсению Яценюку как к действующему премьеру, глубоко ошибаются. После того, как Генпрокуратура Украины подтвердила, что в отношении премьер-министра Украины Арсения Яценюка ведется уголовное расследование по делу о взятке в 3 млн долларов за назначение на должность руководителя «Концерна РРТ» Владимира Ищука, данный выход из ситуации закрыт. Премьер-министр, руководящий страной из-за решетки – это слишком экстравагантно. Даже для украинских революционных будней. А закрытие уголовного дела «по-тихому» ставит все тот же вечный украинский вопрос о коррупции во власти и об управляемости «подвешенных на крючок» чиновников. Скандал опять разразится вокруг имени президента. И тут не должно быть никаких иллюзий.

Пытаясь справиться с ситуацией, Петр Порошенко все больше увязает в процессе, который дискредитирует не только его персонально, но и весь институт президента. Участникам торгов совершенно все равно, что они успели осточертеть всей стране еще до того, как заняли министерские кресла. Сегодня уже все равно, кто станет премьером, а кто министром. Потому что, когда в сомнительном процессе участвуют все, это классифицируется как «действие, совершенное группой лиц». И уже не важно, о чем будут договоренности, если у невольных зрителей после их оглашения останется четкое послевкусие «договорняка».

Превратив формирование и функционирование власти в похабный анекдот, украинские политики растоптали честь страны, за которую прямо сейчас льется украинская кровь. А президент, Гарант, стал участником торгов, не имеющих ничего общего с теми задачами, которые должны стоять перед украинской властью. Помимо этого, мы видели коров, шины, аттракцион популистских рацпредложений, от одного из участников колициады и презрительную гримасу на коллективном лице «чистоплюев», пожелавших «быть над процессом».

Чем бы ни закончилась «премьериада», уже сегодня можно сказать, что стране нанесен невосполнимый урон. Скандалы, черные технологии, молчание, когда надо говорить, громкие заявления, когда лучше бы помолчать, – все это уничтожает доверие к Украине у возможных инвесторов и западных партнеров. Но самое страшное, что это вызывает стыд у самих украинцев. Стыд у народа, получившего достоинство на Майдане и фронтовых окопах.

Когда то английская аристократия, крупная торговая и финансовая буржуазия, составлявшая костяк партии «Виги», определила свою функцию в обществе как нести «ответственность за страну, которая была получена от предков и должна быть передана потомкам». Элиты – это группы, которые руководствуются именно этим принципом. В противном случае они становятся паразитами, от которых общество стремится избавится. Особенно в момент сокращения ресурса. Начав либеральные реформы, Маргарет Тэтчер повторила лозунг английской аристократии, расширив принцип ответственности за страну до границ гражданской ответственности.

Нечто подобное сегодня происходит с украинским гражданским обществом. Оно понимает ответственность, считает недостойным для себя отсиживаться по углам, когда существование страны под угрозой, и пытается всеми силами донести этот принцип до групп, занимающих место на вершине социальной пирамиды. «Чего ж вы творите?» - говорит общество. «Шо???» - доносится в ответ.

Нельзя руководствоваться «хлопским розумом», когда претендуешь на место, которое в такие сложные времена должны занимать представители национальной элиты. Эта истина будет посложней китайской грамоты для тех, кто больше не стыдится выставлять на всеобщее обозрение свой срам. Но и людям, не утратившим чувство допустимого, стоит извлечь урок из произошедшего. В такие сложные времена не стоит опираться на элиты, руководствующиеся «хлопским розумом».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать