Перейти к основному содержанию

«Хорватия» vs «Босния»

29 ноября, 13:46

Последние информповоды свидетельствуют о том, что сейчас процесс мирного урегулирования конфликта на Донбассе является все-таки продолжением войны другими средствами. А именно - игрой с нулевой суммой, где победа одной из сторон фактически будет означать полное поражение другой. Борьба же, собственно, идет за то, чей опыт должнаиспользовать Украина.

На днях стало известно, что Хорватия будет предоставлять нам консультативную помощь по реинтеграции оккупированных территорий Донбасса и аннексированного Крыма. На уровне хорватского правительства будет создана специальная комиссия, которая будет делиться опытом с украинской стороной. В ее работе примут участие все чиновники, занимавшиеся реинтеграцией оккупированного ранее Подунавья.

Вскоре на это отреагировали в МИД России. Там предсказуемо «выразили обеспокоенность» по поводу хорватско-украинского диалога. В российском министерстве опасаются, что это будет «отвлекать» Украину от Минских переговоров, и «убеждены», что иностранные консультации «способны создать у киевской власти опасную иллюзию допустимости на Донбассе силовых сценариев».

Некое продолжение эта тема получила на пресс-конференции беглого украинского президента Виктора Януковича. Транслируя кремлевскую позицию, он заявил, что «территориальная целостность (Украины.- Авт.) должна быть сохранена, но без широкой автономии (оккупированных районов Донбасса. - Авт.) решить этот вопрос не удастся».

Реагируя на это заявление, один из главарей «ДНР» Денис Пушилин, якобы возражая Януковичу, шире раскрыл путинский замысел: «Для нас важной является неширокая автономия. Она была бы уместна в 2014 году, в марте-апреле. Но после того, что с нами сделали наши оппоненты, говорить об автономии поздно. Даже если Минские соглашения будут выполнены, они ведут к конфедерации».

Поэтому на кону стоит то, какая модель урегулирования конфликта победит в Украине - «хорватская» (проукраинская) или «боснийская» (пророссийская).

КАКОЙ ХОТЯТ ВИДЕТЬ УКРАИНУ В КРЕМЛЕ

Под конфедерацией принято понимать союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей и действий. Ее классическим признакам считаются:

- отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы;

- отсутствие общих законодательных органов и системы управления;

- отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства и финансовой системы;

- отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников;

- наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств;

- решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса;

- наличие права выхода из состава конфедерации.

В современные примеры конфедеративного устройства записывают Боснию и Герцеговину. Правда, официально она является федерацией. Но по ряду признаков часто характеризуется как конфедеративное или квазиконфедеративное государство.

В 1995 году боснийский, хорватский и югославский президенты, а также международные посредники подписали Конституцию Боснии и Герцеговины, принятие которой ознаменовало окончание войны в республике. Согласно ей, государство состоит из двух образований: Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.

Федерации принадлежит 51% территории страны, на которой проживает 62% боснийского населения. В ее состав вошли районы, которые контролировались Республикой Боснией и Герцеговиной и самопровозглашенной Хорватской республикой Герцег-Босна. К полномочиям федерации относится внешняя, торговая, таможенная и монетарная политика, а также финансовое обеспечение центральных органов власти и международных обязательств государства.

Республика Сербская занимает 49% территории Боснии и Герцеговины, там проживает 38% населения страны. У нее фактически есть атрибуты государственной власти и суверенитета. В то же время полномочия власти Республики существенно ограничены федеральными органами.

Например, согласно Конституции, она вправе устанавливать «особые параллельные отношения» с соседними странами, но только после того, как их изучит Конституционный суд Боснии и Герцеговины на предмет соответствия территориальной целостности и суверенитета государства. При этом в Конституционном суде за представителями Республики закреплены только 2 места из 9, что дает ему возможность принимать решения даже без участия сербских представителей.

СТРАХ ПЕРЕД МЕСТЬЮ

Хорватский опыт сейчас рассматривается в Украине как наиболее оптимальная модель реинтеграции оккупированных территорий. Вместе с тем не все его страницы заслуживают того, чтобы считаться образцовыми. Поэтому этот опыт является не только примером, а в некотором смысле и уроком.

В то время как хорваты с нетерпением ждали в 1998 году окончания срока миссии ООН по мирному возвращению Восточной Славонии, многие сербы из этого региона были напуганы. Часть из них готовилась к переселению в Югославию и Республику Сербскую, опасаясь, что хорваты будут мстить. В последние месяцы перед завершением ооновской миссии Восточную Славонию ежедневно оставляли 30-40 сербских семей.

Накануне ухода миротворцев там распространялись листовки, содержавшие угрозы сербам. Пример одной из них: «Сербы, четники! Сейчас точно без пяти минут двенадцать - последнее время для действий. Подумайте хорошо. Мы убиваем в тишине, медленно, но нежно. Скоро начнем. Все долги должны быть оплачены».

В свою очередь, хорватские власти опровергали слухи о предстоящем массовом бегстве сербских жителей и уверяли, что они будут в полной безопасности и после ухода ооновцев. Официальный Загреб утверждал, что уедут только те сербы, которые уже давно приняли решение не жить в Хорватии ни при каких условиях.

Как бы то ни было, после завершения официальной части возвращения Восточной Славонии перед регионом встал вопрос гражданской реинтеграции - установление доверия и толерантности в отношениях между бывшими врагами.

В случае осуществления хорватского сценария в Украине придется пройти этот путь и нам. И прежде всего речь идет об отношениях с той частью мирного населения оккупированных районов, которая сейчас боится возвращения украинского контроля. По той же причине, почему многие сербы из Восточной Славонии боялись прихода хорватов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать