Хотите денег – сажайте друзей
Пока первые лица страны ездят по миру в поисках денег на реформы, народ готовится пойти по миру от недостачи того и иного. Война войной, думает среднестатистический украинец, но работать и жить надо, и желательно не по тем правилам, которые стали причиной мирных протестов и вооруженных столкновений. Прогнали диктатора, поменяли власть, платим жизнями за свободу и независимость, но, спускаясь с вершин высоких чувств, оказываемся в тех же сонных долинах, где замерло все до рассвета, как при Кучме, Ющенко, Януковиче... Не встает солнце новой жизни над нами, хоть тресни. И это при общенациональной радости от победы революции достоинства. При сбывшейся мечте о настоящем украинском большинстве в парламенте. При возросшем гражданском сознании простых людей и их бескорыстной помощи армии, раненным, беженцам. При многих других явных переменах общественной жизни в местах, где она не соприкасается с госаппаратом.
От созерцания живого общественно-политического ландшафта наворачиваются слезы. От размышлений по поводу сформировавших его тектонических плит рождается недоумение.
Судя по заграничным заявлениям наших руководителей, весь государственный аппарат роет копытом землю и готовится галопом нестись по прериям реформ, если дадут поесть овса из европейских яслей. Но, удивительное дело! Мнение председателя Еросоюза банкира Хермана Ван Ромпея, и не искушенного в финансовых делах жителя Жмеринки пана, назовем его, Гоголем, абсолютно совпадают. Никто не понимает, зачем официальному Киеву деньги. Для реформ нужно, прежде всего мужество, а не чемоданы евро в рождественской обертке. В самом деле. Сколько стоит расследование финансовых афер поры Януковича, и самых свежих, о которых пишут СМИ? Какой размер бюджета у процесса отстранения зажравшихся правоохранителей от кормушек? Ежедневно пресса и социальные сети раскрывают подробности нечестного благоденствия коллег Пшонки, оставшихся при делах? Неужели не по карману ответить на эти вопросы? Какие суммы должна выделить Европа на организацию регулярных пресс-конференций высших должностных лиц государства? Чем они, в этом плане, отличаются от Януковича, не желающего вести диалог с обществом? А прозрачная кадровая политика, изменение режимов и способов работы государственных контор тоже не по карману? Сколько стоят простые шаги по восстановлению доверия к власти?
Сотни и тысячи вопросов, накопившихся в разных социальных слоях, сводятся не к деньгам. Не хочу оперировать набившими оскомину фразами о справедливости, заменю их на утилитарные. О государственных обязательствах, например. Когда мы начнем хотя бы обсуждать проблему необязательности институтов власти? Если чиновникам хотелось отменить акты собственности на землю, задним числом пересчитать налоги, забрать имущество, словом, учинить любой произвол, они это делали беспрепятственно. Какова же цена у реформ по соблюдению норм конституции, по движению к открытости власти, по обеспечению равенства перед законом? Безусловно, дорогая! Но не только в денежном выражении.
Помню, как после победы Ющенко в 2004 году пришел на оптовый рынок в Одессе за кофе, а там — пустые прилавки и озадаченные лица продавцов. Застопорилась контрабанда: в Ильичевском и Одесском портах таможенники боялись брать, а предприниматели опасались давать. Во многих конторах, наполненных хрустом купюр, вроде БТИ, все быстро ушли в отпуска. Было ожидание крупных перемен и риторика оранжевой власти предполагала решительную борьбу с казнокрадами. Около месяца, коррупционная система таилась, и готова была сдаться без боя. Но, как говорят в кругах милиционеров и кинологов, команда «фас» не прозвучала. Все вернулось на круги своя. Судя по нашему печальному опыту и по успешному в Грузии, Латвии, Словении, Хорватии, обновленная власть либо начинает реформы утром после выборов, либо не начинает их никогда.
Обществу и аппарату необходим сигнал исполнения стратегического маневра, точное обозначение поворота, с которого начинается новая жизнь. Это не просто пожелания. Есть выводы Принстонского университета США, исследовавшего проблему очищения власти в Ботсване, Хорватии, Гане, Индонезии, Латвии, Литве, Маврикии и Словении, доказывающие, что без провозглашения моральных критериев и механизма общественного контроля за их соблюдением, реформаторы не могут преодолеть «спойлеры», то есть разнообразную тактику гашения борьбы. Старая система всегда побеждает новую, если нет перелома, очевидного и не двусмысленного. Однажды автора книги с красноречивым названием «Из третьего мира — в первый» Ли Куан Ю спросили, с чего надо начинать реформы. Творец сингапурского чуда, и премьер-министр города государства, руководивший правительством 30 лет ответил неожиданно «Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что». Фраза точна по логике и философии борьбы со спрутом, голова которого прячется не в сельсовете, районной или областной администрации. Она всегда наверху там, где всему телу гарантируется безопасность, а щупальцам — свобода маневра.
Победившие на выборах команды А. Яценюка и П. Порошенко пока не смогли подняться до уровня Ли Куан Ю, М. Саакашвили, всех тех, кто пожертвовал личными симпатиями во имя общественного блага. Возможно, помешало комплектование кадров по старым принципам, возможно, долгое пребывание на гребне украинской политики, где рано или поздно все становятся друзьями, и по бизнесу тоже. Наверное, об этом размышляем не только мы, но и правительства многих стран, где давно готовы выложить деньги на стол украинских реформ. Класть на пол там не хотят, всячески намекая нашему истеблишменту, что время набитых карманов за пустые обещания кончилось.
Что же происходит? У нас слышат европейские и украинские запросы, но ничего не могут поделать? Или звукоизоляция трех больших домов Украины настолько хороша, что стуки сверху и снизу там не ощущаются? Непременно надо тарабанить ногами и бросать камешки в окна.