Перейти к основному содержанию

«Хождение по мукам»: Игра на понижение

08 декабря, 11:19

Сериал «Хождение по мукам» (другое название «Сестры»), продемонстрированный на НТВ, рекламировался как главная телепремьера года, посвященная юбилею революции. Тем оглушительнее оказался провал третьей экранизации трилогии Алексея Толстого, которую даже как-то неловко сравнивать с двумя предыдущими, созданными еще в советское время – настолько фильм Константина Худякова ниже плинтуса.

Не секрет, что нынешняя российская власть боится упоминаний о революции 1917 года, как черт ладана. В этой связи весьма показательна печальная судьба сериала «Крылья империи» режиссера Игоря Копылова, показ которого на Первом канале был остановлен после демонстрации 4 серий из 12. Нет, сериал, пусть и с определенной монархической тенденцией, в целом находился в русле антиреволюционной установки власти. Чего стоит хотя бы сцена, как английский посол инструктирует лидеров думской оппозиции о том, как они должны произнести в Думе знаменитую речь «Глупость или измена», убить Распутина и произвести переворот, чтобы свергнуть царя. Сцена явно навеяна кремлевским видением современной российской оппозиции. Однако главные герои, Сергей Кирсанов-Двинский (Милош Бикович) и Софья Беккер (Ксения Лукьянчикова), имеющие своими очевидными прототипами Михаила Тухачевского и Ларису Рейснер, равно как и кающийся террорист-эсер, а потом большевик Матвей Осипов (Григорий Некрасов), нарисованы достаточно сложно, не одной только черной краской, а реальные революционеры, вроде Свердлова или Сталина и не успевших появиться на экране Ленина и Троцкого, изображены отнюдь не карикатурно. К тому же сцены Первой мировой войны, равно как и сцены демонстрации, как и, очевидно, революции, которую нам предстояло увидеть в непоказанных сериях, поставлены неплохо и вполне реалистичны. Вот власти, испугавшись, что кто-то из зрителей может увидеть в революции что-то привлекательное, поспешили прервать показ сериала как раз накануне событий Февраля 1917 года.

Худяковскому сериалу остановка показа ни в коем случае не грозила. Чувствуется, что режиссера, сценаристов и продюсеров «Хождение по мукам» заботили только две вещи. Первая – освоить немаленький бюджет картины, выделенный Министерством культуры, вторая – как можно меньше показывать саму революцию, а если уж показывать – то как нечто невразумительное и крайне несимпатичное – толпу рабочих, непонятно что требующих. Провал начался еще на уровне кастинга, но, может, оно так и было задумано? Юлия Снигирь играет не Катю Булавину, жену преуспевающего петербургского адвоката и хозяина литературно-политического салона, а дешевую проститутку с питерских окраин. Анна Чиповская в роли Даши Булавиной выглядит слишком уж наивной и прекраснодушной гимназисткой и остается таковой до конца фильма, несмотря на все потрясения. Павел Трубинер в роли кадрового офицера и георгиевского кавалера Вадима Рощина выглядит неопытным и рефлексирующим прапорщиком, только что произведенным из вчерашних студентов (в фильме по сравнению с романом он понижен в звании с подполковника до капитана). Даже мерзавца Красильникова (Александр Яценко) убивает не Рощин, как в романе, а один из раскаявшихся бандитов. Леонид Бичевин в роли Ивана Телегина – это простой рабочий паренек, а не инженер крупного питерского завода. Вся четверка достаточно бестолково мечется по России, попадая от красных к белым и наоборот, причем мотивы поддержки той или иной стороны гражданской войны никак не проясняются. Поскольку бюджет отбивается главным образом на исторических костюмах и пиротехнике, взрыв небольшой гранаты представляется как вторая Хиросима. Сами же боевые действия даны очень невнятно, внешне красные и белые отряды почти не отличаются друг от друга по внешнему виду. С исторической хронологией и логикой авторы сериала обращаются слишком уж вольно. Муж Кати Николай Смоковников становится комиссаром армий Западного фронта в конце 1916 (!) года. Сначала прислуга зачитывает  герою газетное сообщение об отречении царя и аресте министров, а потом мы видим демонстрацию в Петрограде, разгоняемую казаками. Корнилов командует Добровольческой армией даже спустя несколько месяцев после своей гибели, уже после взятия чехами Самары. Генерал Романовский отпускает Рощина в отпуск в занятую большевиками Самару, для чего тому требуется совершить путешествие по занятой красными территории. Совершенно непонятно, как Рощину удается покинуть ставку Махно. Отряды Махно и отряды атамана Зеленого действуют на одной территории. Вообще, к конкретным реалиям гражданской войны в фильме практически не обращаются, и совершенно нельзя понять, когда происходит действие последних серий – в 18-м, 19-м или уже в 20-м году. Лидеры противоборствующих сторон, в отличие от романа, в фильме практически не появляются. Основная идея фильма выражена в диалоге Даши со своим крайне несимпатичным отцом-перевертышем, доктором Дмитрием Булавиным (Сергей Колтаков), списанным с чеховского Ионыча. Даша отстаивает тот тезис, что родственные связи гораздо важнее, чем политические взгляды, тогда как ее отец заявляет, что кровное родство – это ничто в сравнении с родством идей.

Чтобы хоть как-то оживить вялое действие, авторы расширили линию Аркадия Жадова (Андрей Мерзликин) и Лизы Расторгуевой (Светлана Ходченкова). Эта пара лихих налетчиков действует в качестве русских Бонни и Клайда до конца фильма, повторяя судьбу своих американских прототипов. С основным действием эта линия никак не связана, но режиссера это не заботит. Также он сильно продлил жизнь поэта Бессонова (Антон Шагин), как и его прототипа Александра Блока, сделав его еще более несимпатичным, чем в романе Толстого. Бессонов поддерживает большевиков, хотя и не любит их, воспевает революцию в стихах, больше напоминающих стихи Маяковского, и, как и тот, кончает с собой. Образ этот совершенно проходной и никакого влияния на ход действия не оказывает.

В финале идут грустные титры, сообщающие о том, что Рощин в 36-м году арестован и расстрелян, Катя умерла в сибирской ссылке, Телегин пропал без вести в 41-м в битве за Москву, а Даша дожила до глубокой старости и воспитала и детей, и племянников. Здесь Рощин наделен судьбой прототипа Телегина, архитектора и художника Петра Петровича Файдыша, украинца по происхождению, мужа скульптора Надежды Крандиевской, прототипа Даши. Ее сестра, поэтесса Наталья Крандиевская, была женой Толстого и прототипом Кати. Петра Петровича арестовали в 1942 году, а затем то ли расстреляли, то ли сгноили в лагере только за то, что он говорил о том, что немцы в Тарусе, где ему пришлось застать кратковременную оккупацию, отнюдь не зверствовали. Вот так жизнь подкорректировала хэппи-энд трилогии.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать