Комарик Гиви сгорел на работе
Помнится, когда взорвали Моторолу, в сети были распространены остроты: «Моторола прощай, Гиви приготовиться!» И вот теперь настал черед Гиви. Бедняга прямо-таки, как говорится, сгорел на работе» - в штабе батальона «Сомали». Главари боевиков Донбасса мрут как мухи. В эту же тенденцию вписывается убийство главы «народной милиции ЛНР» Олега Анащенко.
Все возможные версии этих убийств уже неоднократно высказаны. Их немного. Во-первых, всех трех одиозных героев Новороссии мог уничтожить украинский спецназ. Что не удивительно, именно этой версии отдают предпочтение власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Они даже высказали предположение, будто к организации убийства Гиви мог быть причастен советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк. Это само по себе звучит анекдотично. Шкиряк имеет отношение к сфере пиара, но никак не к сфере диверсионно-террористических операций. Понятно, что именно версия об «украинском следе» в убийстве Гиви устраивает сепаратистов гораздо больше, чем две другие: внутренние разборки между боевиками ЛНР и ДНР и их главарями и зачистка российским спецназом главарей боевиков, наиболее связанных с «русской весной». Между тем, все версии имеют право на существование.
С одной стороны, все три главаря боевиков давно уже были бельмом на глазу у украинской стороны. Особенно это касалось, конечно, Моторолы и Гиви (в миру – Арсена Павлова и Михаила Толстых), наиболее кровожадных полевых командиров сепаратистов, печально «прославившихся» убийствами пленных, в том числе «киборгов» Донецкого аэропорта. Так что мотивы ликвидировать их и Анащенко, второго человека в ЛНР после Плотницкого, у украинских спецслужб, безусловно, были. И за то, что украинские военнослужащие могли быть причастны, по крайней мере, к ликвидации Гиви, косвенно говорит тот факт, что, по заявлению главы полиции Донецкой области Вячеслава Аброськина, источники украинских силовых органов непосредственно наблюдали момент подрыва командира батальона «Сомали». Да и уничтожили его с помощью огнемета «Шмель», который состоит на вооружении не только российской, но и украинской армии, являясь частью общего советского наследства.
Кроме того, ликвидация главарей боевиков приводит к упадку боевого духа и дисциплины в подчиняющихся им частях боевиков. И вряд ли у сепаратистов настолько хорошо налажена служба охраны, чтобы какой-нибудь боец украинского спецназа не смог бы приблизиться к кабинету Гиви» на базе батальона «Сомали на расстояние в 200 м, чтобы прицельно пальнуть из «Шмеля». И благополучно вернуться назад через линию фронта, которая проходит всего в нескольких километрах от штаба Гиви. В то же время, пока формально в зоне АТО действует прекращение огня, пусть и весьма условное, как показали недавние бои под Авдеевкой, украинская сторона не может открыто признать, что ведет охоту на полевых командиров и главарей сепаратистов.
С другой стороны, и Моторола, и Гиви, и Анащенко могли пасть жертвой внутренних разборок среди боевиков. Особенно это касается Анащенко, о конфликте которого с Плотницким было широко известно. Однако и Моторола, и Гиви старались не встревать во внутренние разборки в ДНР, и их гибель в результате таких разборок выглядит маловероятной.
И остается третий вариант: российская сторона производит зачистку наиболее популярных среди сепаратистов, своевольных, не вполне управляемых и в то же время наиболее ненавистных украинской стороне полевых командиров т. н. «ополченцев», чтобы заменить их на более приемлемых и для Киева, и для мирового сообщества чиновников из окружения Ахметова и Януковича. Ведь точно так же как на базу батальона «Сомали» могли проникнуть бойцы украинского спецназа, туда могли попасть и бойцы российского спецназа.
Российская сторона, что было вполне ожидаемо, устами Дмитрия Пескова поспешила опровергнуть какую-либо свою причастность к гибели Гиви. Между тем, если мы действительно имеем дело с зачисткой в Донецке и Луганске, организованной Москвой, в перспективе под раздачу могут попасть и Захарченко с Плотницким. Также последние события могут послужить прологом к их отставке с занимаемых постов. И для Украины подобная «зачистка», если она действительно имеет место, является тревожным сигналом. Она может быть подготовкой к тому, чтобы любой ценой продавить приемлемый для Кремля компромисс по Донбассу с заменой скомпрометировавших себя марионеток на новых, столь же послушных, но менее скомпрометированных.
К тому же как раз в боях под Авдеевкой батальон «Сомали» понес тяжелые потери, что подорвало авторитет Гиви у его бойцов. Так что в этом отношении момент для его убийства выбран довольно удачно. Мавр сделал свое дело, мавр должен уйти. Последние бои показали крайне низкую боеспособность «ополченцев» Донбасса. И московским кураторам стало окончательно ясно, что в случае любого серьезного столкновения с Украиной на «ополченцев» полагаться нельзя, что с самого начала придется задействовать только российские регулярные войска.
Наконец, поскольку в результате теракта с использованием «Шмеля» Гиви основательно прожарился, не хуже цыпленка табака, в принципе уверенно опознать его тело можно будет только с помощью экспертизы ДНК, которую вряд ли кто-нибудь будет делать. Поэтому теоретически нельзя исключить, что Гиви лишь инсценировал свою гибель, подбросив в свой кабинет чужой труп и скрывшись в Россию под чужим именем. Хотя подобная версия выглядит слишком уж сложной. В конце концов, Михаил Толстых имел полную возможность просто уехать в Россию, как это уже сделали Стрелков-Гиркин, Козицын и некоторые другие командиры сепаратистов, а не устраивать спектакль со взрывом, пожаром и обгоревшим трупом. Вряд ли длинные руки украинских спецслужб потянулись бы за ним через российскую границу.
Думаю, что в Украине мало кто скорбит о гибели таких как Гиви и ему подобные. Сожаление у подавляющего большинства украинцев вызывает лишь тот факт, что Моторола, Гиви, Анащенко и другие вожди сепаратистов избегли справедливого суда за свои преступления. Полагаю, что так же считают и все честные люди России.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва