Перейти к основному содержанию

Компромиссные «губернаторы»?

07 апреля, 11:35

Запущенная в середине марта тема «закон о выборах - Ахметов, Бойко - особый статус» недавно пополнилась двумя новыми поводами.

Депутаты «Оппозиционного блока» подали законопроект о создании на оккупированных территориях «межобластного территориального объединения Донбасс», где, по сути, подробно расписывается политико-экономическая часть Минских соглашений. А чуть позже Петр Порошенко, находясь в Краматорске, заявил, что«если господин Ахметов или господин Бойко примут решение баллотироваться, выигрывают выборы и получат поддержку Донбасса, то это будет выбор людей Донбасса».

Несмотря на все это, вспоминается распространенная технология, которую принято относить к «серому пиару». Когда компетентные источники бросают определенную информацию, чтобы выяснить общественную реакцию относительно потенциальных действий, а затем откорректировать курс, исходя из массовых мнений и эмоций, вызванных этой медиа-волной.

Если в случае с вышеупомянутой историей так и есть, то что показал этот эксперимент?

Здесь было два основных варианта - как для украинской, так и для сепаратистской стороны. В «ДНР» и «ЛНР» могли воспринять это как сценарий, при котором перестанут гибнуть и страдать мирные жители, а также возобновятся жизненно необходимые для этой местности социально-экономические связи с Украиной. Или же зациклиться на нежелании возвращаться в чисто формальную власть Киева, который якобы виновен во всех грехах.

В Украине такое развитие событий могли расценить как гарантию того, что больше не будут гибнуть и страдать как наши военнослужащие, так и мирное население, многие переселенцы смогут вернуться домой и восстановится хотя бы формальный контроль над захваченными районами, видя в этом стратегический этап на пути к полному освобождению. Или же свести все к политической опасности, к которой может принести фактическая, но вместе с тем временная легализация боевиков и их положения.

И здесь, и там остановились больше на угрозах, чем возможностях.

Впрочем, на фоне критического отношения к неполноценным выборам и дальнейшему предоставлению «особого статуса» куда более нейтральными в Украине оказались реакции отдельно на фигур Рината Ахметова и Юрия Бойко. А если говорить шире, то вообще к подобному кадровому подходу в нынешних донбасских реалиях. В «ЛНР» кандидатура «региональского» лидера была воспринята хуже, чем идея с олигархом-гуманитарщиком в «ДНР». Но замена этих фигур на других - из той же политической обоймы, но при этом более приемлемых в глазах местной общественности - ничего, конечно, не меняет.

Здесь стоит вспомнить недавнюю статью в немецкой газете Bild, где раскрывается теневая власть Кремля над захваченными районами Донбасса. Это издание является крупнейшим в Германии, охватывая довольно широкую аудиторию читателей. Очевидно: если подобная газета публикует громкое расследование на внешнеполитическую тематику, в этом отражаются не только национальные интересы и попытка повлиять на международных игроков, но и стремление укрепить или сформировать общественное мнение внутри страны и в мире.

Публикация Bild вызвала среди украинских экспертов и журналистов тенденциозную реакцию - мол, Запад смиряется с невозможностью проведения демократических выборов и смертью «Минска». С этим, возможно, он и смиряется, но разве перестает Запад быть заинтересованным в скорейшем урегулировании конфликта мирным путем? Вряд ли. Поскольку европейские потребности в скорейшем приостановлении боевых действий, происходящих по соседству с ЕС, и восстановлении определенных экономических связей с РФ никуда не исчезают.

Bild действительно делает вывод, что московская «криптократия» на оккупированных районах делает весь «Минск» бессмысленным, ведь, кого бы ни выбрали местные жители, реальная власть будет оставаться в руках Кремля. Но если Запад продолжает быть заинтересованным в быстром успокоенные ситуации на Донбассе, на что тогда может наталкивать вывод Bild?

Не исключено, что вскоре мирный формат переговоров будет обновлен и Россию - вероятно, уже без фиктивного представительства главарей «ДНР» и «ЛНР» - поставят перед условием напрямую договариваться с Украиной о создании переходной формы управления в зоне конфликта и временном назначении компромиссных «губернаторов»- типа Ахметова и Бойко. Ну а выборы отложить на то время, когда все будут к ним более или менее готовы.

Это будет способствовать полному свертыванию боевых действий, и Западу тогда не придется признавать недемократические выборы. А его согласие на временное руководство в проблемных районах Донбасса будет выглядеть относительно цивилизованным шагом, учитывая то, что военная фаза противостояния еще не преодолена.

Влияние Москвы на эти территории, разумеется, сохранится, но она признает таким образом свое участие в конфликте и будет вынуждена сделать все от нее зависящее, чтобы обеспечить необходимые условия для нормального функционирования временного контроля с новыми «губернаторами». Из-за стремительного падения российской экономики, которое дополняется необходимостью кормить оккупированные районы Донбасса, у Кремля может не остаться другого выбора.

Какие могут быть преимущества для Киева? Впервые принять участие в назначении руководства неподконтрольных территорий и приблизить таким образом восстановление формальной власти над этими территориями. Которую в дальнейшем, когда появится соответствующая военно-политическая возможность, уже максимально безболезненно можно будет превратить в фактическую.

Евгений СЕРЕДА, политолог, психолог, Винница

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать