Контрмобилизация
Какие дивиденды получает власть от евромайдановского движения?
Результаты последних соцопросов показывают, что неподписание Соглашения с ЕС и Евромайдан повысили рейтинги двух оппозиционных политиков — Виталия Кличко и Петра Порошенко. У Арсения Яценюка уровень народной поддержки понизился. Однако более примечательно то, что на фоне протестов и политкризиса вырос рейтинг Виктора Януковича. Согласно декабрьским данным «Социс» и «Рейтинг», сегодня действующего главу государства поддерживают 20% среди всех опрошенных (в октябре было 18%), и 29% среди тех респондентов, которые приняли бы участие в выборах (октябрьский показатель — 24%). Аналогичная ситуация с ростом рейтинга наблюдается и у Партии регионов.
Разумеется, что укрепление электоральных позиций Януковича и ПР произошло за счет подъема «сине-белых» настроений на Юго-Востоке. И, прежде всего, в данной ситуации нужно отметить фактор неподписания Соглашения об ассоциации, который, судя по всему, вернул президенту и его партии убежденно пророссийских избирателей, отвернувшихся от «регионалов» в прошлом году из-за активной еврориторики со стороны власти. Но едва ли только этим объясняется довольно-таки значительный, с точки зрения краткосрочных тенденций, рейтинговый рост Януковича и его команды. Очевидно, что свою косвенную роль здесь сыграл и Евромайдан. Иными словами, евромайдановское движение, как свидетельствуют цифры, не только мобилизировало оппозиционных избирателей, в частности — сторонников Кличко и Порошенко, но и послужило для контрмобилизации юго-восточных приверженцев президента и Партии регионов.
Исходя из этого, стоит признать, что потенциально долгоиграющий Евромайдан, какие бы угрозы он не нес для власти, в определенной мере выгоден Банковой. С одной стороны, активизация протестного движения в Украине может вселять в президентскую команду тревогу за свои властные позиции; но, с другой стороны, евромайдановская волна непрямым действием создает для Януковича неплохие условия, чтобы сохранить свою власть после 2015 года. Ведь в юго-восточных регионах поклонников президента и ПР за последние годы не увеличилось, а наоборот — стало гораздо меньше. Если взять для примера Донбасс, то регионально-патриотический стимул «за своих» в политическом воздухе шахтерского края явно охладел. Но в то же время параллельная мотивация «против чужих» еще не совсем остыла, и Евромайдан — не без помощи характерной инфокартины, создаваемой провластными СМИ — разбудил, вероятно, у многих граждан из юго-восточных областей политэмоции 2004—2005 годов. (Справедливости ради, надо сказать, что подобное прослеживается и в оппозиционных общественно-информационных кругах). К слову, на улицах Донецка и в городском общественном транспорте теперь чаще можно услышать критические разговоры о политике, а их содержание отсылает к региональному дискурсу девятилетней давности.
Таким образом, на грядущих президентских выборах среди жителей Юго-Востока вполне вероятен солидный отток голосов «за Януковича», но вместе с тем власть может рассчитывать на серьезный электоральный приток тех юго-восточных граждан, которые в лице действующего гаранта проголосуют «против Евромайдана» (по старой аналогии — «против оранжевых»). Как бы там ни было, наряду с указанными перспективами, именно в Донецке пока что не наблюдается никаких угрожающих сепаратистских загрязнений политатмосферы. На основе бесед автора с дончанами в конце декабря можно отметить, что нынче для жителей шахтерской столицы вполне естественным является выступать против Евромайдана, но при этом искренне поддерживать единство и целостность Украины. То есть ситуативное все-таки не наступает на стратегическое.
Еще одной головной болью для команды президента в юго-восточных областях, Донбассе — в частности, в последнее время можно было считать прогрессирующую политапатию. В этом смысле евромайдановский тренд, разумеется, стал тем шумом, который основательно потревожил засыпающее политическое сознание Юго-Востока. Возврат интереса к политике в этих регионах играет, конечно же, на руку «сине-белым». Поскольку, вернувшись в политреальность, избирателю снова нужно определяться, с кем и за кого он, кто «свои», кто «чужие» и т.д. Оппозиция для многих юго-восточных граждан по-прежнему остается неизвестной, непонятной и далекой. И, несмотря даже на социально-экономические разочарования в политике «регионалов», у жителей Юго-Востока на поверхность политсознания снова могут выходить те самые регионально-патриотические мотивации 2004—2005 годов.
То, что Банковая получает косвенные рейтинговые дивиденды от Евромайдана, который, по словам Яценюка, должен достоять до президентских выборов, безусловно, еще не говорит о том, что власть участвует в скрытой организационно-финансовой или политтехнологической поддержке протестного движения (например, позволяя ему развиваться в определенных границах). Но, как минимум, можно говорить о том, что в Украине принцип «разделяй и властвуй» продолжает помогать одновременно и власти, и оппозиции зарабатывать свои политические очки.
«Евромайдановские события, на мой взгляд, вызвали у жителей Юго-Востока противоречивые чувства, — комментирует донецкий историк, гражданский активист Валентин КРАСНОПЕРОВ. — С одной стороны, Янукович не оправдал надежд подавляющего большинства здешних жителей. С другой — они не воспринимают оппозиционные посылы с требованием смены власти. Понимая риски и не имея качественной альтернативы, юго-восточные избиратели не хотят рисковать и, хоть и без былого энтузиазма, но возвращаются все-таки к старому выбору. Проблему подогревает отсутствие в оппозиции общего концептуального видения изменения государственной системы. Именно акцент на смене власти является в данной ситуации серьезным препятствием. А следовало бы делать ударение на качественном переформатировании политсистемы. На Юго-Востоке тоже не хотят жить в условиях беззакония, но в лице нынешней оппозиции здесь мало кто видит альтернативу регионалам. Альтернативу, которая может предложить реальные механизмы, а не только одни призывы сменить власть. Очевидно, здесь свою роль должно сыграть гражданское общество. Исходя из своего общения с восточноукраинскими избирателями, могу сказать, что сегодня многие из них готовы поддерживать альтернативные гражданские проекты, которые будут предлагать конкретные способы борьбы с беззаконием.
Евгений СЕРЕДА, политолог, журналист, Донецк