Коронавирус: правда и ложь
Известную российскую журналистку Юлию Латынину могут подвергнуть уголовному преследованию. Пресненский следственный отдел Москвы начал проверку в отношении нее в связи с тем, что в программе «Код доступа» на «Эхе Москвы» от 11 апреля журналистка зачитала письмо, полученное от руководителя профсоюза «Альянс врачей» Анастасией Васильевой, связанной с Алексеем Навальным. В нем медики из Нижнекамска (Республика Татарстан) жаловались на тяжелые условия труда и нехватку средств защиты. Также речь шла о том, что в городе в марте было 1,3 тысячи пациентов с двусторонней пневмонией (в 2019 году, как указано в обращении, их было 79), при этом тестов на коронавирус не проводили. За это Латыниной инкриминируется распространение «ложной информации» о неготовности регионов, в том числе Татарстана, к борьбе с коронавирусом. «А по телевизору говорят о свободной ситуации и что наш город чуть ли не единственный в Татарстане, где нет зараженных коронавирусом людей», - возмутились медики. Следователи обратились к «Эху» с просьбой «оказать содействие в обеспечении явки» Латыниной в отдел для дачи объяснений.
Также правоохранительные органы заинтересовались адресом, по которому журналистка соблюдала режим самоизоляции. Трудно понять, как последнее требование может быть связано с распространением «ложной информации». Но, как указала Латынина в своем письме на «Эхо Москвы», в своей передаче она ни разу не назвала Нижнекамска, а говорила лишь об одном городе в Татарстане. Получается, что в данном случае на воре шапка горит, и выдвижение следователями обвинений против журналистки как раз и доказывает достоверность сведений, указанных в обращении нижнекамских врачей. Российская власть продолжает с упорством, достойным лучшего применения, пенять на зеркало общественного мнения, не желая признавать, что крива ее собственная физиономия. А поскольку власти, как центральная, так и региональные, активнейшим образом фальсифицирует статистику и прочие данные об эпидемии коронавируса, в том числе степень обеспеченности средствами защиты в различных регионах, то единственный способ добиться, чтобы официальной лжи поверили, это пресечь те ручейки правды, которые просачиваются в соцсетях и независимых СМИ, и объявить правду ложью.
Между тем, российская статистика по коронавирусу вызывает все больше вопросов даже у такой более чем лояльной к России структуре как Всемирная организация здравоохранения. Основательно дискредитированная своим поведением в начале эпидемии в Китае и доказавшая свою практическую бесполезность в борьбе с коронавирусом, ВОЗ теперь пытается хоть частично реабилитироваться в глазах общественности, подвергая критике некоторые явные статистические несуразности. Глава программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майк Райан заявил, что трудно понять причину низкого уровня смертности людей с коронавирусом COVID-19 в России, исходя из количества населения страны. По его словам, «это, конечно, необычно, что количество смертей относительно количества подтвержденных случаев является очень низким». Правда, Райан на всякий случай похвалил Россию за высокий уровень тестирования людей на наличие COVID-19 в России, однако подчеркнул, что российские власти должны объяснить, какой метод они используют, заявляя о причинах смерти больных с коронавирусом: «Важно, чтобы власти предоставили метод, по которому проводится подтверждение причин смертей для того, чтобы удостовериться, что они точно и должным образом подтверждают их». Удивление международного чиновника вызывает то обстоятельство, что в европейском регионе, где наблюдается высокая смертность, системы здравоохранения схожи с российской с точки зрения развитости и доступности. Добавлю, что если какие-то различия здесь и есть, то они скорее не в пользу России. Но, чтобы смягчить свою критику в адрес России, Райан добавил, что в некоторых странах, дескать, могут завышать количество смертей от коронавируса, поскольку могут быть «другие основные причины заболевания». Не очень понятно, однако, зачем такое кому-нибудь надо. И далеко не одна Россия занижает статистику смертности от COVID-19.
Вот две главные ныне страны Евросоюза, Франция и Германия. По последним данным, во Франции коронавирусом заразились 193 746 человек и умерло 29 401 (15,5%), а в Германии заразились 187 267 человек и умерли 8 799 (4,74%). Интересно, кто рационально сможет объяснить чем-то иным, кроме занижения германской статистики смертности, почему при практически одинаковом числе заразившихся смертность в Германии оказалась в 3,3 раза ниже, чем в соседней Франции. Некоторые биологи, чтобы не признавать факт занижения смертности, начинают толковать о какой-то особой генетической невосприимчивости и стойкости немцев по отношению к коронавирусу. Этим заодно пытаются объяснить, почему при том, что население Германии превышает население Франции в 1,24 раза, количество заболевших в двух странах практически одинаково. Ну, что тут скажешь! Но ВОЗ сейчас, после ухода США, не с руки вызывать гнев влиятельнейших членов ЕС, немногих оставшихся потенциальных спонсоров организации. В России же, если верить официальной статистике, при 528 267 заразившихся умерло 6 938 человек (1,3%). Тут уж никакая генетика не спасет.
Еврокомиссия, в свою очередь, подозревает Россию и Китай организации дезинформационных кампаний о пандемии коронавируса по отношению к странам Евросоюза. А «ложная информация может нанести серьёзный вред, может даже убить граждан, подорвать меры, предпринятые органами государственной власти для борьбы с болезнью». Но здесь России куда как далеко до Китая! По последним данным американской разведки, коронавирус, скорее всего, проявился в Китае еще в конце августа. На ту мысль американских аналитиков навели необычное скопление машин на парковках у больниц Ухани в это время. Значит, появиться он должен был не позднее начала августа. Если это действительно так, то получается, что эпидемия в Китае абсолютно бесконтрольно распространялась в течение почти пяти месяцев. Учитывая численность населения Китая и его высокую плотность в населенных районах, можно предположить, что эпидемия в Китае действительно завершилась, но не благодаря героическим усилиям властей, а благодаря естественным причинам. Вся пропагандистская кампания по изоляции Ухани и спешного возведения там инфекционных больниц – это не более чем понты. К тому времени эпидемией давно уж был охвачен весь Китай.
Известно, что эпидемия прекращается, когда переболеют две трети популяции. По моей оценке, реальная численность населения Китая составляет сейчас около 1,6 млрд. человек. Две трети от этого числа – 1,066 млрд. человек. Как установили эксперты, реальная смертность от коронавируса по отношению к истинному числу инфицированных составляет 1,3%. Тогда число умерших от коронавируса можно оценить в 13,9 млн. человек. Это не противоречит данным об исчезновении в Китае в период эпидемии 22 млн. номеров мобильных телефонов, причем более или менее равномерно по всем основным провинциям, а не только в провинции Хубэй. В России же коронавирус должен был появиться не позднее начала октября, а в ноябре и декабре он уже мог существенно влиять на смертность. И, скорее всего, Путин уже в декабре знал о распространении коронавируса, и именно в связи с эпидемией затеял всю комбинацию с рокировкой Медведева и поправками к Конституции, призванными увековечить свое правление.
13 июня сама Юлия Латынина в очередном «Коде доступа» признала письмо, зачитанное ей, фейком, выслушав аргументы Минздрава Татарстана, принесла извинения Татарстану «без всяких дураков» за то, что «купилась на письмо злонамеренного фейкодела» и даже заявила, что действия автора ложного письма «целиком подпадают под статью, принятую государством о злонамеренных фейках» и что его стоило бы посадить. Правда, остается вопрос, как по фейковому письму, да еще без упоминания в эфире названия города, Следственный комитет точно определил и город, и больницу. Но, независимо от того, подлинное ли письмо было записанное или фальшивое, заслуживает осуждения уже то, что в России журналиста преследуют за то, что он обнародует в прямом эфире информацию, которую он считает общественно значимой, и подлинность которой оперативно проверить невозможно.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва