Коррупция? Нет, угроза национальной безопасности
Многие журналисты сетует на то, что Служба безопасности Украины засекретили декларации о доходах и имуществе всего своего состава, включая руководство. И на то, что, скажем, Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ, не публикует свое штатное расписание в интернете, а на доме, где расположено это управление, отсутствует вывеска. Я считаю, что это правильно. Слишком серьезными делами занимается Служба безопасности, и не в последнюю очередь — ее связанные с экономикой структуры, слишком большие риски могут возникнуть, если всем (в том числе и «плохим парням», как говорят американцы) будет известно, кто какую должность занимает, какое звание имеет, чем занимается его семья, где он сам живет и на машине с какими номерами ездит на работу. Такие данные и в мирное время не стоит распространять среди потенциальных клиентов СБУ, особенно среди тех, кто подрывает экономическую безопасность государства, а ведь у нас, если кто-то забыл, война с имперской Россией, хотя и «гибридная», но война — со всеми ...
Но при этом — если действительно засекречивать деятельность СБУ и ее подразделений — на руководство Службы и соответствующие внутренние структуры, которые осуществляют контроль над кадровым составом, ложится даже не двойная или тройная, а возведенная в энную (и значительную!) степень ответственность. Конечно, абсолютно все сотрудники Службы не могут быть «белыми и пушистыми», однако должен постоянно работать эффективный механизм самоочищения СБУ, которая без этого никогда не станет действительно компетентным органом защиты государства.
А тем временем хватает фактов, побуждающих сомневаться в этом и невольно поддерживать позицию назойливых журналистов, которые выполняют ту работу, которую должны выполнять соответствующие структуры самой СБУ.
«Люксовый автопарк работников управления защиты экономики СБУ» — так называется расследование, проведенное недавно журналистами хорошо известных «Схем» (совместного проекта «Радио Свобода» и канала «UA: Перший»).
Цена зафиксированных «Схемами» легковушек, которые останавливаются возле здания упомянутого Главного управления — от 40 до 70 тысяч «зеленых», а это как-то не коррелирует даже с генеральскими зарплатами, не говоря уже о полковничьих и майорских. Возможно, речь идет о конфискованных у уголовников и предоставленных по низким ценам офицерам СБУ автомобилях? Ведь действительно негоже выезжать на оперативные задания (в том числе для тайного наблюдения или для встреч определенного сорта) на дряхлых «Жигулях» или западном «секонд хенде» с мотором, не так ли? Однако поведение тех персонажей, которых засняли журналисты «Схем», заставляет отбросить такие предположения. Ведь слишком пустячно оправдываются, слишком не по-мужски и не по-офицерски ведут себя эти персонажи ...
Впрочем, можете самостоятельно убедиться в том, каково их поведение — на YouTube имеется соответствующее видео.
На еще более печальные предположения наталкивает реакция СБУ на действия журналистов. «Служба безопасности Украины осуществляет давление на программу расследований «Схемы», совместный проект «Радио Свобода» и телеканала «UA: Перший», чтобы не допустить выхода в эфир программы, которая расследует коррупцию в рядах самого СБУ».
Эта реплика редакции «Схем» вряд ли нуждается в комментарии. Как и слова главного редактора программы Натальи Седлецкой: «Служба безопасности Украины уже второй раз за историю программы «Схеми» пытается снять с эфира сюжет об элитных авто своих сотрудников. Как и в 2015 году, за буквально полтора часа до эфира, когда выпуск был полностью смонтирован и передан на Первый Общественный без возможности вносить любые изменения в его содержание, мы получили письмо с подписью председателя начальника управления взаимодействия со СМИ Елены Гитлянской с намеком на уголовную ответственность в случае выхода сюжета в эфир.
Что же такого незаконного, по мнению СБУ, сделали наши журналисты? Постояли несколько дней под одиозным «экономическим» управлением СБУ в центре Киева, адрес которого легко найти в интернете. Это — одно из самых «денежных» управлений СБУ. Предприниматели постоянно жалуются, что это управление регулярно «доит» бизнес под различными предлогами. И сняли, на каких машинах ежедневно приезжают на работу его работники. Диапазон стоимости автомобилей работников этого управления колеблется в пределах от 30 до 80 тысяч долларов. Зарплата из бюджета — от 8 до 30 тысяч гривень.
О своих наблюдениях заранее за неделю до эфира мы сообщили СБУ, чтобы получить комментарии. Вместо этого в последний момент перед эфиром получили письмо-угрозу. Что это, как не злоупотребление понятием секретности своих сотрудников, сведения о которых уже встречались ранее в СМИ и публичных документах, которые ежедневно можно встретить в общественном месте неподалеку от СБУ? И не для того ли это делается, чтобы попробовать скрыть сомнительный способ их заработка с точки зрения закона?
Даже в случае, если журналисты программы «Схемы» в эмоциональном пылу что-либо преувеличивают, проблема все равно остается. Более того: в государстве, где около половины всей экономики находится в «тени», общественные скандалы вокруг тех или иных структур Службы безопасности должны иметь последствиями немедленные и тщательные внутренние расследования с соответствующими последствиями, о чем должно сообщаться общественности. Если же таких расследований не будет, если не будет существовать прозрачности в сфере «автомобилизации» сотрудников СБУ (а это одна из тех вещей, которые бросаются в глаза), если гражданское общество не будет уверено в надежности и некоррумпированности офицеров спецслужб, то все это будет иметь опасные для государства последствия. Ведь речь идет не просто о коррупции — речь идет о первостепенном вопросе национальной безопасности. Вспомним только, как весной 2014-го Путин пообещал офицерам в Крыму в несколько раз более высокую зарплату, чем они имели на службе Украины, — и Севастопольское управление СБУ почти в полном составе изменило присяге ... Да, теперь доверия к Путину меньше, однако при форс-мажорных обстоятельствах достаточно купить десяток-другой офицеров спецслужб, чтобы устроить большие проблемы ...
... А вот в первой половине 1990-х, когда Служба безопасности Украины только организовывалась и становилась на ноги, ни о каких ситуациях, похожих на нынешние, речь не шла; на автостоянках у управлений можно было заметить служебные «Волги» и «бюджетные» советские легковушки сотрудников. И ничего, как-то работали, противодействовали тогдашним российским проискам и в Крыму, и в Киеве ...