Краткосрочные политики...
Февральский отчет правительства в парламенте показал падение экономики страны за прошлый год на 10,4 процента. При этом наши чиновники оценивают негативное влияние боевых действий на уровень падения ВВП в 40 процентов.
На самом деле эти цифры, по мнению экспертов, только приближены к реальным. Настоящая картина экономики тонет в политической шумихе и межкоалиционных противостояниях еще вчерашних соратников и партнеров.
Промышленность страны длительное время ориентировалась на прошлое - новые хозяева выжимали из старых технологий и такого же оборудования все возможное. Только отдельные крупные собственники вкладывали средства в модернизацию предприятий, и это было продиктовано тем, что они свой товар сбывали на внешних (западных) рынках.
Что касается государственных предприятий, то они едва тлели все эти годы. Самые успешные и перспективные были доведены до банкротства и проданы за бесценок, другие поддерживались правительством на грани первичного социального обеспечения.
Наиболее характерный пример - ситуация с ракетно-космическими предприятиями: Южным машиностроительным заводом и конструкторским бюро «Южное». Уникальные игроки немногочисленного космического клуба планеты, сегодня эти предприятия на грани банкротства.
Государственное предприятие «Судостроительный завод имени 61 коммунара» (Николаев), входящий в концерн «Укроборонпром» имеет задолженность своим работникам по заработной плате 1,6 миллиона гривен.
Государство едва ли не потеряло лидера по добыче соли ГП «Артемсоль». Этот перечень можно продолжать достаточно долго.
Речь здесь не о фиксации количества промышленных предприятий, пребывающих на грани выживания. Речь идет о причинах такого их состояния. А причины эти имеют внутреннее происхождение, то есть это результат (как ни прискорбно) действия управленческих регламентов и стилистики украинского правительства.
И здесь мы подходим к главному вопросу - почему так происходит? Ответы на макроэкономические вопросы кроется, как ни странно, в политике. Среднестатистическая жизни украинского политика-управленца (имеется в виду политик-тяжеловес, а не маргинал) достаточно коротка. И это время пребывания у власти он занимается одной проблемой - как дольше остаться у власти. Поэтому вопросы экономики как долговременных системных проектов, рассчитанных на десятилетия, у него не получают поддержки - это долго, а мне результат нужен дискретно уже сейчас, пока я здесь, а стратегии - это для романтиков с Майдана.
Несоответствие «краткосрочных» политиков масштабам такого высокотехнологичного государства, как Украина, неспособность осознания ими возможного масштаба своего места в истории как настоящего системного модернизатора, физиологически потребительские желания любой ценой остаться еще на один срок на должности - все это выливается в падение экономических показателей как традиционного, так и новейшего характера, банкротство потенциальных промышленных предприятий (как коррупционных схем современного экономического мародерства), инфляционные процессы, а регуляторная и налоговая системы страдают от засилья разномасштабных запретов и разрешений....
На оптимистический лад настраивает тот факт, что, хотя политика и экономика являются параллельными процессами и эти параллели часто пересекаются, все же законы в каждой области свои. И на длинных временных отрезках исторических эпох в погоне за первенство останется тренд победы современной экономики знаний креативных индустрий и перспектив четвертой промышленной революции, а старые политические практики (как фактор влияния) уже становятся вторичными под действием воли общин Майданной Украины.