Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кризис завершился

Немецкие консерваторы сохранили коалицию
04 июля, 14:13

Политический кризис в Германии завершился. Страна стояла на грани развала правящей коалиции и реальной возможности проведения досрочных парламентских выборов. И это при том, что нынешнее правительство не проработало и ста дней.

Сейчас в Берлине правит коалиция, которая состоит из Христианско-демократического союза (ХДС) во главе с Ангелой Меркель и их баварскими союзниками из Христианско-социального союза (ХСС) во главе с министром внутренних дел и главой партии Хорстом Зеехофером, а также Социал-демократической партии (СДПГ).

С 1957 года ХДС и ХСС входят во все коалиции возглавляемые консерваторами и часто рассматривались как фактически единый организм. Как оказалось, это далеко не так.

Дело не только в личной антипатии Меркель и Зеехофера. Напряженные отношения между союзниками связаны с разными подходами к проблеме мигрантов.

Министр внутренних дел Зеехофер представил Masterplan Migration — стратегию (план) по преодолению миграционного кризиса в Германии. В нем предусматривается возможность запрещать въезд на территорию ФРГ беженцев, не имеющих при себе удостоверения личности, а также лиц, которым ранее уже было отказано в предоставлении убежища на территории Германии.

По мнению Меркель, этот план противоречит 77 статье Лиссабонского договора и Дублинскому регламенту, а также ряду других нормативных актов Евросоюза. Внутри ЕС полностью отменен пограничный контроль и его восстановление невозможно без согласия других членов союза. Кроме того, есть германские законы, регулирующие подход к беженцам и невозможно изменять одни правила без других. Свою позицию Меркель подтвердила в интервью второму каналу германского телевидения ZDF. «Для меня важно, чтобы не было односторонних, несогласованных и наносящих ущерб третьей стороне решений». Ее цель, подчеркнула она, единство действий в Европе.

Примерно два недели назад Зеехофер пошел va banque и предъявил Меркель ультиматум. Либо ужесточается контроль на границе за перемещением беженцев, либо он подает в отставку. По умолчанию предполагалось, что в этом случае и два других министра от ХСС — Андреас Шойер, министр транспорта и Доротея Бер, государственный министр цифровых технологий также выйдут из правительства и партия переходит в оппозицию. В этом случае нынешняя коалиция теряет большинство в бундестаге.

Это не означает автоматическое объявление досрочных выборов. Германский закон дает канцлеру определенную свободу действий, а федеральный президент имеет право, но не обязан назначать новые выборы.

Жесткость и ультимативность позиции Зеехофера имеет вполне объяснимое основание. Оно связано с приближением выборов в земельный парламент (ландтаг) Баварии в октябре. В целом все больше избирателей недовольны не только притоком беженцев, но и тем, что на них тратятся огромные деньги, а они работать не хотят и предпочитают жить на пособие. В любом случае оно на много больше того, на что они могли бы рассчитывать на родине. Даже появился термин — asylum tourism — туристическое убежище.

Все это способствует оттоку голосов, в частности, в Баварии от ХСС к правым популистам из AfD, АдГ — Alternative f?r Deutschland, Альтернатива для Германии. Конечно, Зеехофера это беспокоит и он предпринимает конкретные шаги, чтобы переломить такой негативный тренд. Чтобы показать твердость в отстаивании интересов избирателей и был предпринят шаг в виде ультиматума по остановке притока беженцев.

Меркель последовательно обыграла своего баварского союзника-оппонента. Для начала она попросила отсрочку на две недели до совещания лидеров ЕС. Отказать Зеехофер не смог, необходимо продемонстрировать конструктивизм. Лидеры Евросоюза, несмотря на серьезные разногласия, приняли определенную программу промежуточного решения проблемы беженцев. Хотя лидера ХСС это не устроило, в целом временной интервал сыграл на руку Меркель.

Дело в том, что свое плечо канцлеру могли подставить депутаты из партии B?ndnis 90/Die Gr?nen — Союз-90/Зеленые. В этом случае Меркель получала бы возможность заполнить вакантные места в правительстве представителями зеленых.

Первые два дня июля оказались решающими. Сначала руководство ХДС выразило полную поддержку курса Меркель. Тем самым первая цель Зеехофера добиться отставки канцлера оказалась не достигнутой и теперь вся вина за развал коалиции полностью переходила на ХСС.

Вот почему на экстренное заседание собрались члены правления и депутаты бундестага от ХСС.

По мере того, как совещание в Мюнхене все больше затягивалось, становилось ясно, что жесткий, конфронтационный курс председателя ХСС не пользуется в партии безоговорочной поддержкой.

Политическое напряжение возрастало и когда около 23 часов пришло сообщение, что Зеехофер готов подать в отставку не только с поста министра, но еще и председателя партии, стало очевидным, что он в противостоянии с канцлером проиграл.

Глубокой ночью баварский политик сообщил, что готов уйти, но пока все же не уйдет, а попросит Меркель еще об одной встрече. Так история с ультиматумом превратилась в фарс.

Встреча состоялась и закончилась, как сказала Меркель, достижением «после упорной борьбы» все-таки «хорошим компромиссом». Будут созданы транзитные лагеря для беженцев, а на границе с Австрией, что особенно волнует жителей Баварии, усилят контроль.

Политический кризис вроде бы завершился. Коалиция не распалась, и правительство продолжает работать в прежнем составе и режиме.

Тем не менее появилось что-то новое.

Во-первых. С одной стороны, Меркель доказала, что равного ей политического игрока в Германии в настоящее время нет. Все попытки вынудить ее уйти обречены. С другой стороны, явно обозначились расхождения между союзниками ХДС и ХСС. По крайней мере, противники канцлера попробовали прочность ее позиций, но не сдались и оружия не сложили. Можно ожидать дальнейших атак по мере приближения земельных выборов в Баварии.

В-вторых. Зеехофер явно заигрался и не рассчитал силы. Вероятно он надеялся на помощь крайних консерваторов, в частности, министра здравоохранения Йенса Шпана, который не скрывает своего желания занять пост канцлера. Тем не менее, это крыло в ХДС предпочло партийное единство, а не интриги против Меркель.

В свою очередь очевидное поражение Зеехофера, его двойственные заявления насчет отставки и не отставки не дают ему дополнительных очков. Избиратели не любят виляющих политиков, и это может отразиться на результатах земельных выборов.

К тому же совещание руководства ХСС и депутатов бундестага показало, что позиции Зеехофера совсем не так прочны, как казалось, в первую очередь, ему. Так что ультиматумы и наскоки на Меркель ему еще аукнутся.

В-третьих. Проблема беженцев постепенно теряет свою остроту. Их прибывает в Германию гораздо меньше, чем даже год назад  и принятые меры уменьшат еще больше этот поток. Это в очередной раз подтвердит мнение Меркель — Wir schaffen das — Мы справимся с этим.

Некоторое разочарование испытывают в Москве. Там очень надеялись, что политический кризис существенно понизит роль Германии в Европе и тем самым усилит позиции пророссийских клиентов от Италии и Австрии до Венгрии.

Не получилось. Санкции продлили и заняло это уже привычное действие у глав государств ЕС всего 15 минут. Теперь вся надежда у Кремля на Трампа. Вдруг снова станет «нашим».       

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать