Перейти к основному содержанию

Крым: путь в бездну

Рано или поздно в России установится демократический режим. И он поспешит избавиться от полуострова, как от гири, мешающей России вернуться в цивилизованное сообщество
17 марта, 18:19

Широко разрекламированный фильм о возвращении Крыма в Россию, показанный, наконец, по российскому телевидению, в полном виде оказался назойливым бенефисом национального лидера, перемежаемым интервью с некоторыми участниками событий с российской стороны и картинкой с художественной реконструкцией событий, в которой редкие документальные кадры просто растворяются. Кстати, тот факт, что для подкрепления кремлевской версии кампании по оккупации и аннексии Крыма пришлось даже в документальном по жанру фильме прибегать к одним только постановочным сценам, рационально мыслящих телезрителей должен был навести на мысль: документальных съемок, в том числе сделанных российским каналами, которые могли бы подкрепить изложенную в фильме версию событий, практически нет. А это, в свою очередь, заставляет предположить, что данная версия событий очень и очень далека от истины. Фильм на поверку – пустышка, как пустым оказался поезд, на котором собирались приехать в Крым страшные правосеки. Все остальное – на том же уровне.

На экране Путин явил стране и миру самодовольного пахана, упивающегося своей крутизной и тем, как он всех обманул, обставил и подмял под себя: и Крым, и Украину, и Европу, и Америку. Другие герои фильма ему под стать. Аксенов, Чалый и их подручные, равно как и российский министр обороны, выглядят как мафиози и рекэтиры средней руки, которых вдруг пустили в версальские, точнее, в кремлевские залы. Нельзя сказать, что Путин сообщил что-то принципиально новое, чего не знала или о чем не догадывалась мировая общественность, в отличие от россиян, живущая вне поля доминирования российской телепропаганды. Но некоторые проговорки президента довольно характерны. Главный герой фильма заявил, что именно российский спецназ спас Януковича от ареста во время его скитаний по Украине после бегства из Киева и переправил его в Крым. Российский президент убежден, что это вполне законное дело – с помощью своих военных похищать с территории другого государства преступника, чтобы избавить его от ответственности за расстрел Майдана и другие преступления. Путин признался, что как только узнал о бегстве Януковича, приказал своим силовикам начать подготовку операции по возврату Крыма в Россию. Получается, что аннексия Крыма была предрешена еще задолго до так называемого референдума, проходившего под бдительным присмотром российских солдат.

В подкрепление своей позиции Путин сослался на некий закрытый, т. е. без публикации результатов, социологический опрос, будто бы проведенный в Крыму администрацией российского президента (она оказывается еще и социологический центр). По его результатам 75% крымчан якобы высказались за возвращение в состав России. Но для того, чтобы провести такого рода опрос, надо опросить несколько сот человек. Невозможно себе представить, чтобы об опросе на столь провокационную тему не было бы утечек в украинские СМИ хотя бы от тех 25%, которые желали бы видеть Крым в составе Украины. Конечно, опрос могли проводить и только среди твердых сторонников вхождения Крыма в Россию. Но тогда он был бы совершенно нерепрезентативным, а доля положительных ответов на вопрос о присоединении к России превысила бы 99%. Что же касается крымского референдума, то о том, какова была действительная явка и как проголосовали те, кто пришел на избирательные участки, мы не узнаем никогда. Контрольные цифры по явке и по числу проголосовавших за присоединение к России были заранее заданы в Кремле, и никто даже не заморачивался вбросом бюллетеней, подсчетом которых все равно никто не занимался. Сразу писали такие протоколы, какие нужно.

Во время оккупации Крыма основной упор Путин сделал, и здесь он в фильме честен, не на народное волеизъявление, а на мощь российского оружия. И намекнул, что российские ядерные силы всегда находятся в состоянии готовности. А еще рассказал байку про то, как американский эсминец испугался российских ракетных комплексов «Бастион» в Крыму. Байку, замечу, годную только для дураков, не знающих, что американский флот в Средиземном море, не входя в Черное, способен уничтожить российский Черноморский флот максимум за пятнадцать минут.

В действительности в случае с Крымом дело было не столько в российской военной мощи, которая, как показали бои в Донбассе, и не столь уж эффективна, а в тогдашнем нежелании Украины и Запада драться за Крым. В то время еще оставалась наивная надежда, что разбушевавшегося хулигана лучше не злить и отдать ему Крым без боя, в надежде, что он на этом остановится. Но не остановился. И теперь пугает: за Крым я, в случае чего всех порву. Если надо, перед использованием ядерного оружия не остановимся. Так что лучше договаривайтесь с нами, но на наших условиях. А в обоснование аннексии Крыма, Владимир Владимирович, среди прочего, заявил, что у полуострова давние культурные связи с Россией, что в Крыму часто бывали и русские литераторы, и члены императорской фамилии. Тут сразу вспоминается, что со многими другими странами культурные и литературные связи даже сильнее, чем с Крымом. И в Италию российские литераторы и великие князья частенько ездили, Гоголь вот в Риме «Мертвые души» писал. И на Лазурном берегу любили бывать. Я бы на месте Ренци и Олланда задумался. Если мюнхенская политика будет продолжаться, как бы «зеленые человечки» не появились и на итальянских и французских берегах. А в Висбадене Достоевский любил играть в рулетку…

И посмотрев фильм, еще раз задумываешься о нынешней печальной судьбе Крыма и крымчан. Как написала в твиттере известная российская актриса Лия Ахеджакова после просмотра, по ее словам, «чудовищного» фильма о «возвращении Крыма»: «Отняли, украли Крым, сделали врагами близкий народ. Врагами на века. Очень тяжело на душе, камень, просто камень лежит». И такой камень лежит на душе у всех честных россиян, не отравленных кремлевской пропагандой. Обещанных им молочных рек и кисельных берегов жители Крыма не только не получили, но впали в самую настоящую нищету. Утратив ту свободу, которую они имели в составе Украины, они теперь оказались всецело в поле воздействия кремлевской пропаганды, лишившись каких-либо альтернативных источников информации. Большинство крымчан пока еще верит, и надеется, что переживаемые трудности – временные, как любили говорить в советское время. Между тем, в отрыве от Украины экономического будущего у Крыма все равно нет, как доказывает многовековой опыт. А рассчитывать на то, что Россия и Украина будут совместно развивать полуостров, который одна страна украла у другой, - по меньшей мере, наивно.

Власть же крымчане в Крыму имеют вполне бандитскую. Кто такой Аксенов, в Крыму знают очень хорошо. Но поддерживают его по принципу: пусть бандит, пусть сукин сын, но зато наш, родной, крымский сукин сын. Поддерживают, поскольку живут в навязанной московской пропагандой парадигме «злодеев-бандеровцев» и «предателей-татар», от которых их должны защищать Россия и нынешние крымские власти. И еще, как Путин вещал с экрана, и русскоязычные жители Крыма этому искренне верят: если бы не российские «воины-освободители», то у них непременно началась бы та война, которая сейчас полыхает на Донбассе. В общем, вполне советская мантра: лишь бы не было войны. Потому что русскоязычные крымчане – люди вполне советские, с повышенным содержанием отставных советских офицеров и членов их семей. И эту советскость истребить у них очень трудно.

Между тем, будущего у этой категории жителей Крыма в долгосрочной перспективе нет. Рано или поздно в России установится демократический режим. И он поспешит избавиться от Крыма, как от гири, мешающей России вернуться в цивилизованное сообщество. И люди с советским менталитетом отнюдь не будут желанными гостями в демократической России. Сложится ситуация, когда большинству крымчан придется жить в Украине, которую они сейчас сильно не любят. Их никто не будет ждать в России, и Крым не будут иметь никаких шансов на то, чтобы существовать в качестве независимого государства. А успех интеграции большинства жителей Крыма в украинское общество в будущем будет всецело зависеть от политики украинских властей. И в случае неудачи Крым опять превратится в постоянный источник напряженности в Украине. Но это, по крайней мере, уже не будет служить причиной международной напряженности.

Борис СОКОЛОВ, историк, публицист, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать