Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Крымский вопрос

28 февраля, 10:41
Фото Reuters

Геополитическая игра Кремля в Украине, по большому счету, проиграна. Вместо запланированного медленного втягивания страны в Таможенный Союз и, в перспективе, полномасштабного участия в евразийских интеграционных процессах, происходит разворот украинской внешней политики в европейскую сторону. Сбываются кошмары человека, который еще в прошлом году всерьез претендовал на звание самого искусного мастера дипломатической интриги последнего времени.

Во многом в этом виновата сама геополитика, которой Кремль приписывает чрезмерно большую роль. Пропитывая свои внешнеполитические цели и планы геополитическими амбициями, Россия забывает, что за окном ХХІ век, а вовсе не ХХ или ХІХ. Геополитические пасьянсы и расклады не дают увидеть иные движущие силы современных политических процессов. В результате Кремль ничего не может противопоставить «мягкой силе» и привлекательности моделей развития своих конкурентов.
В украинской «партии» Путина это выразилось наиболее полным образом. Стратегия, построенная на геополитических расчетах и поставившая во главу угла задачу невмешательства стран Запада, дала сбой именно в силу факторов, которые в расчет не принимались. Основным из них стала воля украинцев, нашедшая свое выражение в беспрецедентных формах. Начиная с лета прошлого года, Россия испробовала много способов выражения «братской любви», от торговых войн до всяческого осуждения событий на Майдане. Кульминацией такого рода «принуждения к дружбе» становится сегодня попытка воспользоваться моментом, обстоятельствами и готовностью Виктора Януковича на все для обострения ситуации в Крыму –  самом уязвимом, с точки зрения целостности, регионе Украины.

Здесь Россия делает большую и рискованную ставку. Эскалация конфликта в Крыму создаст для Москвы внутренние, региональные и международные проблемы. В самой России реакция общества на такие геополитические маневры может быть неоднозначной, но, видимо, российский Президент считает это малозначительным фактором. Компенсировать региональные риски будет значительно сложнее. Возможность претендовать на статус гаранта региональной безопасности Россия утратила еще в 2008 году после войны с Грузией; активные же действия в Крыму фактически оставят ей только одну возможную роль – спонсора диктатур на постсоветском пространстве. С этих позиций будет еще сложнее претворять в жизнь планы евразийской интеграции, которые лежат в самой основе внешней политики Путина. Статус мини-СССР между объединенной Европой и Китаем не оставит России никаких, даже геополитических, козырей в среднесрочной перспективе. Кроме того, эскалация вообще любых конфликтов на постсоветском пространстве выгодна России только тактически, принося с собой стратегические потери.

Рискнуть придется также глобальными позициями. Сложившийся благодаря во многом позиции администрации Президента Обамы компромисс в российско-американских отношениях, а также хрупкое европейское равновесие будут неизбежно нарушены. Может быть, Вашингтон и готов был отдать Украину в российскую сферу влияния, но допустить нарушение ее территориальной целостности он не может.  Тем более после динамики развитий последних дней, когда Украина снова превращается в воплощение американской мечты демократизации и привлекает все больше мирового внимания. Теперь на кону не только периферийные геополитические интересы США, но и нормативные основы их внешнеполитической стратегии.

Не менее простыми будут последствия для отношений России с Европой. Вмешательство в дела суверенного государства, несущее с собой риск территориальных последствий, усилит геополитическую составляющую внешней политики ЕС, не говоря уже о том, что заставит пересмотреть взгляды на отношения с Россией. И в этом большую роль сыграют достижения украинцев последних дней.

На карту Россия ставит и, собственно, отношения с Украиной. Несмотря на разницу в силовых потенциалах и традиционно решительную риторику Кремля, российские потери могут быть значительными. Утрата Украины в качестве доброго соседа подорвет обе ключевые составляющие региональной политики Кремля: энергетическую и интеграционную. Кроме того, это почти наверняка поставит на повестку дня вопрос вступления Украины в НАТО, что поставит крест на имперских амбициях Кремля.
Путин разыгрывает геополитическую карту, потому что никакой другой у него нет. Снова, теперь уже в крымском масштабе, происходит попытка решить политическую проблему силовыми способами.
Что в этой ситуации делать Украине?

Во-первых, помнить о том, что сейчас разворачивается борьба не за территории, а за умы людей. И в этой борьбе Киев уже обладает значительными преимуществами. В противостоянии свободы и открытости с авторитаризмом и коррупцией у первых больше шансов победить. Но нужно помнить, что результат борьбы ценностей зависит не только от их содержания, но и эффективного распространения. В этой связи избежание любых преград в общении Киева и Симферополя тоже крайне важно, и языковые инициативы последних двух дней выглядят правильными.

Во-вторых, нужно преодолеть структурные слабости украинского государства. Это займет какое-то время. Если удастся достичь успеха, и государство станет эффективным и демократическим, обеспечивая доступ к власти без дискриминаций, то любые серьезные основания для сепаратизма исчезнут. Задача преодоления слабости государства также является ключевой для Украины сегодня и по многим другим причинам.

В-третьих, необходимо выработать правильную стратегию диалога с Россией. В ее основе должна лежать минимизация вероятности эскалации. У Украины достаточно дипломатических ресурсов для спокойного решения этой проблемы. В то же время, нужно быть внимательными при их использовании, управляя шириной контекста проблемы. Иными словами, есть предел увязки ситуации в Крыму с другими сферами двусторонних отношений с Россией. Шантажировать Кремль всем, что попадает под руку, от транспортировки или оплаты за газ до Харьковских соглашений, не стоит. Наиболее адекватным аргументом был бы пересмотр Закона Украины об основах внутренней и внешней политики от 2010 года, в котором закреплен внеблоковый статус. Ключевой задачей является дать понять Кремлю, что предсказуемые и партнерские отношения с Украиной для него выгоднее, чем длительное геополитическое противостояние.

Николай КАПИТОНЕНКО, кандидат политических наук, доцент, Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать