Культ победобесия
Утро 4 мая началось с омерзительного скандала. В Москве, у Кремлевской стены, не были установлены цветы к мемориалу городу-герою Киеву – одному из двенадцати городов-героев, получивших это звание за свою роль во Второй мировой войне. Таким образом, была нарушена ежегодная традиция, согласно которой накануне Дня победы цветы возлагаются ко всем памятникам городов-героев, жители которых проявили мужество и стойкость в борьбе с нацистской Германией.
Комментируя этот инцидент, депутат Госдумы Дмитрий Гудков заявил, что такими действиями российские власти показали свое лицо."Что ж, власти могут "унизить" Киев, не поставив ему корзину цветов. Но о ком это говорит на самом деле?" – написал он на своей странице в Facebook.
Правильным вопросом было бы "какие чувства вызывает произошедшее?". Первое – это презрение к тем, кто придумал столь неуместный флешмоб накануне годовщины окончания самой страшной и кровопролитной войны за историю человечества. Второе – это отвращение, омерзение, продиктованное пониманием, что перед нами ни что иное, как акт глумления над жертвами той войны.
Чувство омерзения в данном случае не случайно. Человек – такое существо, которое не только ко всему привыкает, но и из всего умеет извлекать удовольствие. А удовольствие от убийства другого человека, от причинения ему вреда, чувство гордости за себя, упоение властью – попросту не должны возникать, так как являются опасными для выживания нашего вида. Отсюда и отвращение. Так природа старается защитить нас – "людей разумных" – от взаимного уничтожения.
Как говорят ветераны, особо ретивых "диванных" бойцов излечивает поле боя. Война – это жестокое, противное человеку действо и на фоне определенного омерщвления, когда чувство жалости притупляется, у людей здоровых, прошедших бои, возникает чувство отвращения к убийству, как к чему-то бессмысленному. Не даром те, кто прошел Вторую мировую войну, не любили вспоминать пережитое. Примечательно, что те, кто демобилизируется сегодня из войск ВСУ, тоже раздражаются любой попытке героизировать их боевой опыт.
Отвращение естественно для человека, который сталкивается с фактом массовых жертв. Здоровая психика, испытывая отвращение к самому факту уничтожения людей, таким образом защищается. Но, когда у человека вместо отвращения к насильственной смерти возникает восторг, азарт, гордость – такой человек сам становится отвратительным для окружающих. Теперь природа дает окружающим сигнал, что защищаться необходимо именно от него, неспособного на здоровую человеческую реакцию в столь однозначных обстоятельствах.
Все, что в последнее время связано со Второй мировой войной, российской пропагандой трансформировано в культ "Великой победы". Культ омерзительный, потому что он напоминает "пир во время чумы". То есть нездоровое, неуместное празднество в момент всеобщей печали и траура.Поставив мифологизацию Второй мировой войны на конвейер, сделав ее оплотом сегодняшнего кремлевского режима, российская пропаганда нанесла непоправимый вред неокрепшим молодым умам. Мы доподлинно знаем, что поток "добровольцев", стремящихся повоевать с "фашизмом" на украинском Донбассе, имеет прямое отношению к "победобесию", котороев России разыгрывается практически без остановки в последнее время. Это люди, взрощенные пропагандой таким образом, чтобы больше не задаваться естественным для чтящих память погибших вопросом: "А ради чего эти люди погибли? Что они защищали на полях сражений?". Поэтому у них не возникает сомнений относительно своего присутствия на войне. Как нет и понимания "праведной войны" и "захватнической агрессии".
30 апреля, накануне Пасхи, байкер Хирург заявил, что городов-героев ровно 12, как апостолов у Иисуса Христа, и "среди них один предатель-Иуда – это Киев".Отделяя войну от уважения к погибшим, притупляя отвращение к убийствам, российские власти намеренно взращивают общество отвратительных маньяков, испытывающих удовольствие и гордость от самого факта гибели миллионов, запугивающих мир выходками: "Можем повторить".
Мы сейчас не будем говорить о том месте, которое занимает Киев в истории Второй мировой войны. Тем, кто позволил себе рассуждение о верности и предательстве, абсолютно все равно, как их действия выглядят с точки зрения памяти о прошлом. Ведь оно направлено исключительно на сегодняшних зрителей. Стоит только отметить, что глумление над телом покойного – тоже одна из форм психической нездоровости. И связана она с попыткой избавиться от чувства отвращения к самому себе.
На самом деле ничего, кроме отвращения и печали, произошедший инцидент у людей, ценящих жизнь и уважающих память о погибших, вызывать не может. События у Кремлевской стены удивительным образом повторяют модель взаимодействия России с Украиной и с собственными гражданами. В тот момент, когда память о жертвах самого трагического события ХХ века была использована в попытке посмеяться над соседями, продемонстрировать свою безнаказанность, проявить власть, здоровая часть российского общества - честные и порядочные люди - бросились нести цветы к постаменту в надежде обозначить себя, выделить из общего маниакального безумия. А чуть позднее посольство Украины взяло вопрос чествования славы города-героя Киева в свои руки– возле стелы появилась композиция в цветах национального флага Украины и почетный караул – единственно приемлемая форма оказания уважения памяти погибшим.
Вместо пафосных демонстраций на Кремлевской площади появились букеты цветов от тех, кто еще помнит, что такое честь. И ставшие в почетный караул украинские военные, во враждебной обстановке охраняющие память обо всех погибших в той страшной войне.
Сегодня, когда Украина ведет борьбу за свою независимость, она одновременно борется и за свое достоинство. Это включает в себя, в первую очередь, способность осознавать ту жертву, которая была принесена человечеством, и умение не делить погибших на своих и чужих. Стараясь унизить живых, кремлевские власти оскорбили мертвых и сами того не желая, добились, что символом защиты государством чести и достоинства граждан стал желто-голубой цвет и украинские военные, несущие свою вахту у стен Кремля.
Ирония? Нет. Судьба…