Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Люди парабеллума

28 февраля, 14:05
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Он не в Кремле сидит, маленький человек, способный на большие дела в своей профессиональной сфере. Он — в голове каждого, живущего с мыслью о парабеллуме. Si vis pacem, para bellum, хочешь мира — готовься к войне. Крылатые слова древности превратились в название табельного оружия вермахта и надолго застряли в головах людей в погонах, полагающих, что меткой стрельбой можно достичь благородных целей. Para bellum — что еще нужно человеку на службе? Портрет Феликса в кабинете или бронзовый бюстик Иосифа, чтобы при случае легко убирался в ящик стола?

• Армия и спецслужбы, все, что мы называем силовым блоком, возникло, как неестественное состояние человека, вынужденного защищаться от себе подобных. Неестественное потому, что природа, религия и нравственный долг людей запрещают насилие. Но есть страны, где «высшими интересами» диктуются низменные способы их достижения. Как в Сирии, где десятки тысяч смертей необходимы ради удержания власти диктатором, как в Чечне, где на представительский уровень государственного чиновника указывают автоматы за плечами его охраны. Как в Грузии и Осетии, где танки стали аргументом в споре народов, как во многих бывших республиках бывшего Союза, где служба человека в погонах, не причастного к защите отечества от внешних врагов, оплачивается значительно выше труда врачей, учителей, хлеборобов и рабочих.

• Люди парабеллума — это новый общественный класс, созданный взамен царских придворных полков и ведомств охраны престолов. Они влиятельны, они состоятельны, их кормит с руки «Сам» и они преданны ему или тому, кто станет вместо него, но будет холить и лелеять не хуже. Они уже не спецслужбы своих стран, а легионы в кармане, черти из гоголевской табакерки, готовые выскочить по сигналу хозяйского пальца, устрашая своим видом и криком всех окружающих. И беда не в парабеллумах, крепко зажатых в руках и намертво засевших в их сознании. Беда в их сущности. Из защитников страны система превращает их в бодигардов. Страна и тело — едины, и если тело командует «пли», то им все равно, что попадется на мушку. Потеряв хозяина, лучшие из них в растерянности остаются на месте, худшие бросаются на поиски нового голоса для желанной команды «фас». Откуда взялись эти люди парабеллума, незаметно выкормленные на наши деньги и направленные против нас?

• Реформирование силового блока: армии, милиции и спецслужб остановилось 15 лет назад. Поменяв атрибуты Советской Армии, слегка подновив старый гардероб, защитная машина страны сохранила все худшее от старого мира. Жесткое деление между младшими и старшими офицерами, недоступный для нижних чинов генералитет. Неодинаковые условия жизни, нормы снабжения, льготы и милости. Каждому, кто приходил в армию, СБУ или МВД, система предлагала безропотное подчинение старшим, ради продвижения наверх. Терпи, пока ты от лейтенанта не дойдешь до полковничьей вотчины начальника УБОП, ГАИ, райотдела СБУ, прокурора района, начальника гарнизона, военкомата... А уж там отыграешь свое, выйдя на источники прямых доходов. Все знают, как это делалось.

• Проблема, рожденная внутри СССР, усугубилась отвратительной практикой начала 90-х годов в новой независимой Украине. Тогда территориальные силовые структуры, лишенные государственного финансирования, в значительной мере обеспечивались бизнесом, в том числе и криминальным. Бывало, для доставки задержанных преступников в центр местные оперативники заимствовали транспорт или бензин у других правонарушителей на воле. Так появился огромный клубок противоправных связей, устоев, сообществ регионального и общенационального уровня. Его не хотели трогать во времена Леонида Кучмы и Виктора Ющенко. И он катился до тех пор, пока не поглотил Януковича. Долгие годы вместо кардинальной реформы силового блока предлагались косметические меры в отдельных сферах. Общество не информировали о жизни органов, но иногда приглашали журналистов в образцовые подразделения. Структуру не меняли, лишь добавляли к ней какие-то подразделения, как ныне расформированный «Беркут». Снизив военные расходы, государство увеличило полицейские, и тем самым нанесло ущерб обороноспособности страны. Армейские парки боевой техники забиты допотопными видами вооружения, зато в арсенале стражей порядка все самое современное. Например, специальные отряды милиции для оперативного перемещения используют автомобили  SsangYong Rexton, стреляют из пистолетов Glock, снайперских винтовок Blaser, которые в несколько раз превосходят по качеству экипировку и вооружение разведывательных подразделений украинской армии. Это не просто отличия в обеспечении. Свертывая процесс интеграции Украины в НАТО, руководство страны лишило свой народ гарантии безопасности и неприкосновенности своей территории. Зато оно создало дорогостоящую и многочисленную армию собственной защиты (по разным оценкам пропорция 200 тысяч военных и более 300 тысяч милиционеров, не считая СБУ), которая и привела к февральской трагедии на Майдане.

• Сегодня перед страной стоит столько вызовов, что не на все ответишь в ближайшее время. Но реформу силового блока новое правительство обязано сделать приоритетным. Во-первых, речь идет об угрозах жизни людей и территориальной целостности страны. Во-вторых, лучше кормить свою маленькую армию, чем финансировать большую чужую. В-третьих, несчастье помогло нам попасть в главный контекст проблемы Европейской безопасности, из которого нельзя выпасть, как в 2005 году.

• Людей парабеллума, которые убили наших ребят, найти очень просто. Достаточно сравнить извлеченные из тел пули с результатами баллистической экспертизы табельного оружия личного состава специальных подразделений. Оно хранится в ружейных комнатах. Но я почти уверен: обычная задача криминалистов превратится в большую политическую интригу, где будет все, кроме профессионального исследования фактов. Потому что силовой блок, на самом деле, не структуры безопасности, пусть даже пораженные коррупцией. Это, увы, пока другая страна. В ней свои правила, судьи, прокуроры, медицинские учреждения, социальное страхование, запасы продовольствия и те же криминалисты, что пойдут за винтовками к старым друзьям.

• Обширное братство парабеллума полностью отделено от государства, не говоря уж о народе. Если бы не деньги, которые сильный анклав вынужден получать от нашей с вами страны, то мы бы встречались только в бою. Чтобы подсластить горечь такой констатации, мы придумали лозунг «Милиция с народом». Он действует, как мелодия, которую насвистывают в темных переулках беззащитные люди.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать