Медиаобразовательная вакцинация
украинские реалииМедиаграмотность, то есть понимание медийного процесса и умение критически анализировать информацию, – жизненно необходимый в ХХІ веке навык, которого, к сожалению, очень не хватает украинцам. Помочь общественному дефициту медиаграмотности в украинских реалиях наиболее эффективно может внедрение медиаобразовательных элементов в учебном процессе.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В Великобритании и Австралии медиаграмотность – это отдельный курс, часть гуманитарных предметов. В Швеции медиаобразование обязательно с 1980 года, а в Дании – с 1979-го. Оценив на опыт прогрессивных демократических стран, можно найти десятки примеров интегрирования медиаобразования в учебный процесс. Продиктована эта тенденция тем, что на уровне государства педагоги осознают важность формирования у людей информационной «иммунной системы». Также в этом контексте можно привести не одну влиятельную резолюцию, к примеру, ту, которую Европейский парламент принял в 2008 году. Речь идет о резолюции по медиаграмотности в мире цифровых технологий, в которой отмечено, что медиа-грамотность – это базовый элемент политики в сфере потребления информации, и она должна охватывать все категории людей в течение всей их жизни, для того чтобы помочь им практически и творчески использовать медиа. Относительно медиаобразования, утверждается, что оно должно стать компонентом формального образования, доступного всем ученикам, обязательной частью учебной программы на каждой ступени школьного обучения. Европарламент рекомендовал Еврокомиссии внести в программу обучения учителей обязательные модули по медиаобразованию.
А как относительно прогрессивных стран постсоветского пространства? Для примера, проанализируем опыт Чехии, которая не по слухам знает о силе кремлевской машины пропаганды. Журналисты «MediaSapiens», изучая опыт чешского медиаобразования, рассказали украинской аудитории о проекте «Один мир в школах», который реализует общественная организация «People in need». Этот проект реализовывается еще с начала 2001 года, однако интересно, что в 2015-ом в рамках этой инициативы медиаэксперты и журналисты разработали учебный курс о современной российской пропаганде. Эта программа рассчитана на детей старших классов. По ней работают около 3,5 тысяч чешских школ.
Посмотрим на структуру курса «Современная российская пропаганда», который разделен на пять тематических блоков: 1) «Крым. Возвращение на родину» – посвящен российской пропаганде, направленной на внутреннюю публику; 2) «Мир в соответствии с «Russia Today» – о пропаганде, направленной наружу; 3) российская пропаганда в Чехии; 4) российско-украинский конфликт и информационная война; 5) сравнение ситуации в Чехословакии в 1968 году после вторжения советских войск и ситуации в Крыму в 2014-ом. Этот урок иронически назван «Нам они тоже помогали». Это, в первую очередь, курс именно практической медиаграмотности, ведь ученики учатся распознавать медийные манипуляции на реальных примерах.
Основные отличия во внедрении медиаобразования в Чехии и в Украине заключаются в разной организации образования. В Чехии прошла образовательная реформа еще десять лет тому назад. Как следствие, школы получили больше самостоятельности в формировании учебных планов. В чешском законе об образовании, который фиксирует основные учебные ориентиры, указано, что медиаграмотность должна быть включена в учебный процесс. Однако о медиавоспитании как отдельном уроке говорится лишь в части о начальных классах. А относительно старших возрастных категорий учеников, то здесь уже все на усмотрение школы, которая будет решать, будет это отдельный предмет, или интеграция в другие дисциплины.
УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ
А какие нынешние темпы медиаобразовательной вакцинации в Украине? На сегодня практически все проекты, связанные с внедрением медиаграмотности в учебный процесс, – это инициативы отечественных общественных активистов, медиаэкспертов, отдельных педагогов. Отдельно в этом вопросе следует отметить такие организации, как Академия Украинской прессы, «StopFake», «IREX», «Детектор медиа», «Телекритика», «Интерньюз-Украина». Эти и другие инициативные группы активно и систематически занимаются вопросом повышения уровня медиаграмотности украинцев. В этом непростом задании им активно содействуют иностранные партнеры, помогая как ценным советом и опытом, так и финансовым донорством. Что имеем в результате? Несколько написанных/переведенных учебников, программных текстов, полноценных курсов, проведены тренинги разного масштаба, созданы специализированные интернет-порталы, интерактивные онлайн-игры для детей.
Концепцию внедрения медиаобразования в Украине были приняты постановлением Президиума Национальной академии педагогических наук Украины еще в 2010 году. В 2016 году завершился экспериментальный этап, во время которого в части школ (участие в эксперименте приняло около 120 школ из разных областей Украины) преподавали медиакультуру для учеников 10 класса. Однако опыт реализации концепции показал, что преподавание медиакультуры во многих школах происходило прежде всего благодаря незаурядному энтузиазму учителей, которые должны были доказывать необходимость выделения отдельных часов для этого курса. В соответствии с концепцией внедрения медиаобразования, в настоящий момент, в 2017-ом, и включительно до 2021 года, наступает «этап постепенного укоренения медиаобразования и стандартизации его требований».
В действительности сегодня медиаобразование в Украине до сих пор находится на пути от педагогической инновации к обязательно образовательному атрибуту. Немало педагогов даже не знают точно, что такое медиаграмотность и медиаобразование. Некоторые учителя путают использование медиа на уроках с собственно медиаобразованием. В этом вопросе среди педагогического сообщества образовался определенный разрыв между тем прогрессивным преподавательским меньшинством, которое уже практикует медиаобразовательные элементы, и тем большинством, для которого, например, понятие «медиаграмотность» до сих пор остается загадкой. Поэтому, в первую очередь, медиаобразовательный пробел необходимо заполнять среди украинских педагогов. В этом направлении как раз и ведется просветительская работа инициативным общественным сектором. Пособие для тренеров «Обучение медиаграмотности граждан», учебники «Медиаграмотность на уроках общественных дисциплин» и «Медиаобразование и медиаграмотность» – несколько из основных программных текстов, обязательных к прочтению педагогами.
Остается открытым вопрос, должна ли медиаграмотность быть отдельным предметом в расписании, или же внедряться на уровне факультативов. Думаю, оптимальной будет внедрение двух параллельных моделей: с одной стороны, отдельный предмет, а с другой – интеграция медиаобразовательных элементов в другие учебные дисциплины.
В прошлом году Киевский международный институт социологии по заказу ОО «Телекритика» провел исследование, которое имело цель выяснить, как украинцы оценивают влияние медиа и считают ли необходимым обучение медиаграмотности. На вопрос «Считаете ли вы, что нужно внедрить обучение медиаграмотности?» – 45% граждан ответило, что курс должен быть внедрен в школах, 40% – считают, что он необходим в вузах, 27,8% ответили, что необходимы широкие просветительские кампании по медиаграмотности для взрослых, а 12,1% не считает, что нужно обучение медиаграмотности. Что ж, потребность в медиаграмотности как учебной дисциплине – есть. Запрос от общества – тоже есть. А вот конкретных и решительных действий на государственном уровне до сих пор нет. Все опять же держится на плечах медиаактивистов и инициативных педагогов.
Внедрение медиаобразования на обязательном общеукраинском уровне в школах и высших учебных заведениях – перспектива, постепенно перекочевавшая из разряда недосягаемых мечтаний постепенно перекочевала в категорию четких целей. Среди критиков украинской образовательной системы распространено мнение, мол, наши школы и университеты учат всему, за исключением того, как ученикам и студентам жить в современном мире. Медиаобразование и внедрение практических курсов по медиаграмотности – прекрасная возможность приблизить учебу к реальной жизни, переполненной фейками, манипуляциями и информационной пропагандой.
Впрочем, не нужно забывать, что «стать медиаграмотным» – не означает пройти какие-то курсы, выучиться, получить сертификат… и на этом все. Медиаграмотность – это практический навык, черта стиля жизни. Медиаграмотный человек, если видит сомнительную информацию, то старается ее проверить. Это человек, который не просто плывет по информационному течению, а критически воспринимает этот поток.