Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Месса по прессе

Чем отличается журналист от человека, читающего прессу? Ничем, кроме одного качества. Журналист никому не верит на слово. Любимому политику, уважаемому министру, авторитетному изданию, мнению большинства и рассказам очевидцев. Все гирлянды из слов, которые зажигаются во тьме информационного космоса, нужно сначала разглядеть в бинокль или микроскоп, проверить происхождение, сопоставить со своими знаниями о предмете, и лишь потом написать. Но кто ж будет тратить время на всю эту возню с идентификацией за менее чем скромный гонорар?

Стимулов для добросовестного труда на газетно-эфирных нивах, увы, не много. Огромное количество изданий плохо кормят поредевшие ряды рекламодателей. Финансирование из бюджетов разных уровней тоже не ведет к процветанию удостоенных такой чести СМИ. Возникает что-то похожее на винодельческую проблему с «большой нагрузкой на куст», когда хотят снять обильный урожай, не увеличивая площади насаждений и питательную среду корней. Получается много кислых и мелких ягод. В Одессе я насчитал больше 20 телекомпаний. В Киеве — две дюжины (если не больше) «центральных и национальных « изданий, территория распространения которых ограничивается Василькивом. Это в два раза больше чем в Лондоне broadsheets, то есть газет большого формата, рассчитанных на просвещенную публику. То же самое можно сказать о таблоидах в глянце, и в менее гладком исполнении. Получается, наша бедная страна по количеству наименований периодики переплюнула самые развитые, с большими экономиками, высокой покупательной способностью и приличным уровнем образования населения.

Как же удалось совершить такой прорыв на медийном поле? Где тайна размножения СМИ в Украине?

В давние времена прощания с советским укладом жизни, было естественно разворачивать бизнес-инициативу на пустом месте и без стартовых капиталов. По линии СМИ — особенно. Три образованных женщины вместе с самородком копьютерного дизайна запросто могли выпускать международный журнал для бизнес элиты у себя на квартире. После черно-белой секретной жизни в СССР цветная печать и отсутствие цензуры завораживали рекламодателя, и он шел в издание не глядя, щедро оплачивая тираж в 1000 экземпляров купленной страницей обложки. Потом началась эра больших проектов, где каждый уважающий себя политик, он же крупный собственник приобретал официально или покупал подпиской на годовую рекламу какое-нибудь печатное или эфирное СМИ в масштабах своих амбиций: районных, областных или центральных. Привычка привязывать прессу к административно-территориальному устройству осталась у нас с давних времен, как и привычка решать большие задачи малыми творческими силами. 

К началу нового тысячелетия украинской информационное поле обильно колосилось и плодоносило в размерах, достаточных для пропитания его тружеников. Кризис, а точнее крах экономической модели постсоветского периода, ударил по всем печатным и электронным изданиям, но не изменил их внутреннюю и внешнюю организацию.

Пресса осталась зависимой от собственников больше, чем от общества. Она превратилась в инструмент информационных и психологических манипуляций, где каждая редакция — отдельная вотчина со своим уставом, правилами и специфичными представлениями о добре и зле. Что у одних считается позором, то у других называется славой.

В последние годы процесс девальвации журналистского слова приобрел угрожающие размеры. Мы стали свидетелями громких скандалов с развалом телевизионных каналов, внезапного угасания крупных изданий, профессионального краха информационных агентств. Союз продажных политиков с продажными журналистами создал монстра, поглотившего основной объект общественного внимания, то есть причины событий. Общество получает информацию лишь о происшедшем, лишаясь права узнать главное: в мукачевских войнах, в черниговских предвыборных схватках, в положении на восточном фронте... Потому, что анализ и дезинформация подаются в виде одного коктейля об ингредиентах которого можно догадаться лишь по фрукту на стенке бокала.

Украинские СМИ оказались одной из самых запущенных отраслей социально-экономической системы. Отсюда, из отживающей свой век информационной среды прошлого века, исходят основные сигналы о реформах в стране. Порой, авторы этих сигналов — одиозные журналисты, не раз замеченные в связях с коррупцией и торговле профессиональными принципами. Тем не менее, им подают руки и предоставляют трибуны коллеги, на них равняются студенты профильных вузов, мечтающие набирать тексты в номерах отелей, которые может позволить себе не каждый менеджер крупной компании.

Конечно же, зарплата пишущего не является условием качественной журналистики. Как и в медицине, образовании и культуре деньги решают не все. Но решают. Мы ведь не станем строить здание, если нет средств закупить цемент. В каждом деле существует некий минимум ресурсов, ниже которого любой специалист не опустится. В журналистике тоже. Просто в нашей профессии трудно калькулировать затраты. Но со временем экономия на них обнаруживается в дефектах. Сокращаются жанры, пропадают интервью с лидерами мнений международного уровня, исчезают профессии, например, журналиста-международника, сокращается круг экспертов и авторов изданий, а главное — критерии профессионального мастерства. Блоггер, анализирующий события с помощью легко усваиваемых матерных выражений и расхожих фраз, становится главным поставщиком информации, а байки, рассказанные олигархом в парилке — политическим прогнозом от подслушавшей их дамы с диктофоном. 

Что противопоставить мутному медийному стриму в час, когда слово разрушительней снаряда? Наверное, как и везде в мире — новый стандарт. Чтобы владельцы заводов и пароходов относились к газетам иначе, чем к эксплуатируемой собственности. Чтобы во всех редакциях была одна рулетка для измерения величины правды и лжи. Чтобы денег хватало на добавление цемента в наши дворцы из песка. Вроде стандарта IPSO (Independent Press Standards Organisation) как в Англии, или принятых в странах Евросоюза профессиональных кодексов. Иначе все мы обречены присутствовать на печальных обрядах превращения крови и слез в чьи то хлеба и вина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать