Миротворцы в хорватско-сербском конфликте
«Хорватскую» модель считают одной из наиболее приемлемых для разрешения конфликта на Донбассе. Этот вариант действительно может оказаться победным для Украины, если, конечно, не приведет к подобному количества жертв - как среди военнослужащих и мирного населения, так и среди миротворцев.
Учитывая все более возрастающую вероятность введения международной вооруженной миссии (ОБСЕ или ООН) в зону АТО, особый исторический интерес вызывает роль миротворческого контингента ООН, который разделил в свое время хорватов и сербов. Данный этап стал во многом переломным в той войне, но, как было сказано выше, без жертв среди миротворцев не обошлось, к чему приложили руку, в частности, и хорватские войска.
Поэтому следование «хорватскому» примеру, разумеется, не должно быть слепым. Особенно в том, что касается жизней тех, кто защищает наши границы, местных жителей, которые не взяли в руки оружие, и потенциально тех, кто будет отправлен охранять мир между сторонами конфликта.
ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ОПЫТ
После того, как сербы оккупировали треть территории Хорватии, на втором этапе войны, начиная с января 1992 года до мая 1995 года, агрессию удалось остановить с размещением миротворцев ООН вдоль линии прекращения огня. К середине января 1992 года военные действия в Хорватии прекратились. В соответствии со статьями перемирия, под контролем сербов осталась треть территории Хорватии. С целью разъединения хорватских войск и вооруженных формирований сербов под эгидой ООН была создана полоса шириной в три километра, куда вводились миротворческие силы. В настоящее время около полумиллиона хорватских беженцев покинули территорию Сербской Краины и переселились в Хорватию.
Для Хорватии это был этап дипломатических усилий, переговоров и терпеливого повышение эффективности сил при осуществлении операций на тактическом уровне, в ходе которых освобождены небольшие части территории. С целью прекращения кровопролития и создания условий для активизации переговорного процесса в районы с сербским населением Хорватии, в соответствии с решением Совета Безопасности ООН от 21 января 1992 года, были направлены силы ООН по поддержанию мира.
12 декабря 199З годав Сербской Краинесостоялись всеобщие выборы. 320 тысяч граждан этого непризнанного государственного образования избрали президентом Милана Бабича, новый состав и местные органы власти. Результаты были признаны недействительными, и во время второго тура, проведенного 23 января 1994 года, президентом Сербской Краиныбыл избран Милан Мартич.
30 января 1995 года президенту Хорватии ФраньоТуджману и президенту Сербской Краины МилануМартичу был вручен план нормализации двусторонних отношений под названием «Загреб-4», разработанный «мини-контактной группой», в которую вошли послы России и США в Хорватии, заместители председателей Координационного комитета Международной конференции по бывшей Югославии (МКБЮ). Суть плана состояла в том, что в регионах Бания и Кордун, восточная Лика и Северная Далмация создавалась сербская автономия с элементами самоуправления. Она получила официальное название Сербская Краина, 18 мест в ХорватскомСаборе, право учреждать свой герб и флаг, избирать президента, парламент и правительство, иметь собственную полицию и национальную денежную единицу. Жителям Сербской Краины предоставлялось право и на второе - югославское -гражданство.
Загреб был наделен исключительными полномочиями в таких сферах, как внешняя политика, оборона, внешняя торговля, коммуникации и связь, эмиссия денег. Автономии не разрешалось иметь собственные вооруженные силы, а Хорватии - вводитьна ее территории войска. Роль гаранта безопасности сербского населения на переходный период отводится силам ООН по поддержанию мира. Согласно плану, Западная Славония перешла под полную юрисдикцию Загреба, а Восточная Славония и Баранья - под управление международного сообщества с перспективой полного включения в состав Хорватии.
Президент Сербской Краины Милан Мартич отказался рассмотреть план «Загреб-4», заявив, что без присутствия сил ООН, которым руководство Хорватии не хотело продлевать срок действия мандата, который заканчивался 31 марта 1995 года, он не видит возможности выполнения любого мирного плана. 20 мая 1995 года парламент Республики Сербская Краина принял решение об объединении этого государственного образования с боснийской Республикой Сербской под прежним названием «Западносербская федерация». Ранее парламент боснийской Республики Сербской также принял резолюцию об объединении с Краиной.
На третьем этапе войны, в мае-августе 1995 года, Хорватия провела наступательные операции, в ходе которых была освобожденабольшая часть оккупированных районов в долине реки Сава и западной Славонии и в регионах Бановина, Кордун, Лика и северной Далмации. На остальных оккупированных землях в хорватском Подунавье был восстановлен хорватский суверенитет с помощью переходной международной администрации (1996-1998 гг.).
Контроль за перемирием между враждующими сторонами в Хорватии был первостепенной задачей вооруженной миссии ООН на территории стран бывшей Югославии. По решению СБ ООН, принятому 31 марта 1995 года, эти силы были реорганизованы в три самостоятельные, но взаимосвязанные миротворческие миссии.
15 января 1996 года резолюцией ООН была создана новая миссия - Переходный орган Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, представители которой должны были следить за демилитаризацией республики Сербская Краина и обеспечением мирной реинтеграции территории в состав Хорватии.
Миссия продолжалась до 1998 года и завершилась включением указанной территории в состав Хорватии. Группа поддержки из 180 сотрудников гражданской полиции ООН продолжала следить за действиями хорватской полиции и контролировать возвращение беженцев. До 2002 года на стратегически важном Превлакском полуострове еще размещались военные наблюдатели ООН для наблюдения за демилитаризацией этого района.
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Исследования результативности миротворческих миссий показывают, что не все они одинаково эффективны. Такие миссии обычно разделяют по четырем типам мандатов.
• Мониторинговые миссии с мандатом на наблюдение за перемирием, отводом войск, демилитаризацией и ситуацией на линии разграничения. Всегда отправляются по соглашению сторон конфликта.
• Традиционные миссии - также направляются по соглашению сторон, но с расширенным мандатом, а именно: полицейские полномочия в буферной зоне и помощь в переговорах по мирному соглашению.
• Многомерные миссии - так называемые «операции второго поколения»; их мандаты определяются по соглашению сторон и касаются истоков конфликта, таких как экономическая перестройка, институциональные преобразования (реформа полиции, армии, судебной системы, проведение выборов).
• Принудительные миссии - операции третьего поколения», которые не требуют согласия сторон конфликта и основываются на статьях 25, 42 и 43 устава ООН по применению силы для обеспечения реализации целей операции.
Важно, что невооруженные или легко вооруженные миссии с ограниченными мандатами практически не имеют никакого эффекта для поддержания мира. В свою очередь, многомерные или принудительные миссии гораздо эффективнее для миротворческого процесса. Особенно это касается работы миссий, когда конфликт еще продолжается.
Евгений СЕРЕДА, политолог, психолог, Винница