Перейти к основному содержанию

«Мобильные религиозные общины» и церковное рейдерство

Как московские священники блокируют переходы из РПЦ в ПЦУ - пример Кропивницкого
31 января, 12:19

В Кропивницком разгорелся религиозный скандал вокруг Храма Успения Пресвятой Богородицы, который находится в парке им. Крючкова на Новониколаевке. Значительную часть финансирования строительства этой церкви в 2013 году взял на себя нынешний Кропивницкий городской голова Андрей Райкович.

После того, как глава города, как председатель ОО "Елисаветградское православное общество", призвал религиозную общину поддержать его инициативу о передаче храма поместной Православной церкви Украины (ПЦУ), туда приехали священнослужители Русской православной церкви, называющие себя УПЦ, и привезли в автобусах своих верующих. В храм также прибыл митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, который в 2017 году подписывался под приветствием с днем рождения президенту страны-агрессора Путину.

Священники церкви Московского патриархата оперативно, за 1,5 часа после публикации обращения на странице мэра в сети Facebook, организовали собрание, на котором отказались признавать решение Вселенского патриархата о предоставлении Томоса ПЦУ. А также приняли решение оставить Храм Успения Пресвятой Богородицы под Московским патриархатом.

По свидетельствам местных жителей и по моим наблюдениям (я ранее писал расследования о работе церквей МП, в том числе и об этом, и в процессе сбора материала часто там бывал), постоянных прихожан этого храма не более 15 человек, однако на "собрание" собралось ориентировочно 150 человек. Часть из них (тех, кого священники считали частью общины) жили в других районах города и посещали другие храмы, а следовательно, должны были бы принадлежать к другим общинам.

Мне (и не только мне, но и многим другим журналистам и активистам) о позиции мэра и о том, что в церкви что-то должно происходить, сообщил один из ее прихожан, поэтому я туда приехал. Так вот, они собрались, увидели "чужих", потребовали покинуть помещение. В нашу сторону сразу полетели стандартные обвинения со всех сторон "бандеравцы", "панаехали с западной", "гавари па-русски, ты в масковскай церкве", "ты че сюда припёрся" и т.д.

Затем они вывели на сцену детей, которые как по команде начали плакать, потому что у них якобы забирают церковь. Далее они сделали "перепись своих", которых назвали "религиозной общиной храма", и проголосовали решение - остаться в РПЦ. Голоса «против» не учитывались. В завершение московский священник сделал объявление о том, что всех, кому надо, ждет транспорт.

На следующий день Андрей Райкович, не как мэр, а как почетный гражданин города и соучредитель общественной организации «Елисаветградское православное общество», провел пресс-конференцию, на которой объяснил свою позицию. Как оказалось, и земельный участок, и сооружение храма находятся в собственности его общественной организации, а службу в данном храме вели представители РПЦ только «по доброй воле» руководства организации. И судьбу данного помещения могут определять только его владельцы, а не арендаторы.

«Храм строился не для Московского патриархата», - отметил Андрей Райкович.

Что касается собрания религиозной общины, которое произошло накануне, то на них Райковича не приглашали и к его организации люди, которые там находились, не относятся.

Он лично предлагал священнику, который сейчас правит службу в храме, перейти в ПЦУ и в дальнейшем пользоваться помещением или искать себе другой храм.

На следующий день иерархи РПЦ предприняли контратаку - провели собственную пресс-конференцию. На ней долго говорили о вере, каноничностьи, строительстве храма и о том, что они не собираются покидать арендованное помещение, называя вполне законное желание Андрея Райковича как соучредителя организации, которой принадлежит помещение, распоряжаться своим имуществом, «захватом храма».

Кстати, на мой вопрос: «Осуждаете ли вы военную агрессию РФ против Украины?» - московские священники отвечать отказались, считая этот вопрос «провокационным и детским».

А в это самое время новости о «захвате храма» с заплаканными детьми, сделанные пресс-службой РПЦ, разлетались и тиражировались на российских пропагандистских сайтах и телевидении...

В это же время, параллельно с событиями в Кропивницком, религиозная община села Перегоновка Головановского района первой в Кировоградской области объявила о своем переходе из РПЦ к Православной церкви Украины, приняв решение во время общего собрания прихожан Храма Воздвижения Креста Господня, которое состоялось 24 января. В собрании приняли участие 200 человек, и из них только трое не поддержали решение.

Однако на следующий день, 25 января, по информации Московского патриархата, в селе произошли другие сборы - тоже якобы религиозной общины Перегоновки, во время которых около 20-30 участников решили остаться в составе РПЦ. Как выяснилось, на это «закрытое» собрание съехались священники и миряне из окрестных деревень.

Как видим, это уже стандартная схема Русской православной церкви по противодействию переходам религиозных общин в каноническую Украинскую церковь. «Мобильные религиозные общины». Однако в случае Кропивницкого храма она не работает. Потому что имущество принадлежит не религиозной общине с неопределенным членством, а вполне конкретной лицу.

Таким образом, выбирая между «перейти в ПЦУ» и «освободить помещение храма», российские священники выбрали «захватить чужой храм», обвинив при этом владельца в «захвате храма»...

«Война - это мир», как писал в своей антиутопии Оруэлл...

Дмитрий СИНЧЕНКО, Кропивницкий

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать