Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мой Евромайдан, или Солидарность с российским флагом

13 декабря, 15:09

Как и в 2004 году я, к сожалению, не увидел в фото-видеорепортажах из восставшего Киева российского флага среди многочисленного интернационала солидарности в рядах демонстрантов. Как и во время Оранжевой революции, я решил исправить этот пробел и поехал на Майдан с триколором России, поддержать украинцев в их борьбе за свободу. Дабы обозначить свою позицию написал на флаге: «Я горжусь украинцами», а в углу «За ЕС» и вырвался на выходные на свободу!

В отличие от первой моей поездки в столицу революционной Украины, в этот раз я более ответственно подготовился к вопросу поиска ночлега. Буквально с первых дней Еврореволюции киевляне создали в фейсбуке страницу Kyiv Host. На ней размещали объявления как те, кто готов приютить у себя приезжающих на ЕвроМайдан, так и те, кто в жилье нуждался. Я написал на этом портале объявление, что буду благодарен за ночлег в ночь с 7 на 8 декабря. Уже через несколько минут администраторы ресурса заверили, что занялись поиском жилья для меня. Не прошло и часа как его нашли! И где?! В самом центре. У метро «Золотые ворота». В 15 минутах ходьбы от Майдана!

Конечно, можно было по-спартански заселиться в занятых революционерами зданиях, но желание принять душ и выспаться на мягком пересилило…

Гостеприимным хозяином комфортабельной двушки в центре Киева оказался студент Сергей родом из Донецка. Кроме меня в этой квартире уже жили шесть львовян, две минчанки и один варшавянин. Такая вот интернациональная коммуналка получилась. Все молодые – лет по 20 с небольшим. (Потом на Майдане я познакомился с киевлянкой Екатериной, которая рассказала, что благодаря сообществу Kyiv Host через ее однокомнатную квартиру за неделю «прошло» 17 человек.)

С соседками-беларусками у меня сразу же нашлась общая тема для разговора – опыт отсидки в лукашенковских казематах Окрестино (мне там довелось пробыть 15 суток в 2006 году за участие в Джинсовой революции). Львовяне тоже были крайне дружелюбны. Только с поляком интенсивного диалога не получилось – он говорил только по-польски… 

После утреннего прибытия немного перекусил, помылся – и на Майдан. Накинул на плечи свой плакат из российского флага и тут же стал объектом всеобщего внимания. В наших СМИ все наперебой говорили, что «антироссийский накал» и «антирусские настроения» на Майдане прямо-таки зашкаливают. Наврали!

Революционный Киев реагировал на российский триколор крайне дружелюбно. По моим ощущениям даже более позитивно, чем во время Оранжевой революции. Очень многие подходили и с энтузиазмом крепко жали руку. Говорили: «Спасибо за поддержку!», «Здорово, что приехали!». Я их в ответ благодарил за то, что подают хороший пример для России как надо бороться за свои права и ставить на место распоясавшуюся власть. Рассказывал об акциях солидарности с ЕвроМайданом, которые проходили в Москве и Питере, о письме российских писателей в поддержку народа Украины, борющегося за свое европейское будущее.

Некоторые от переизбытка чувств даже кланялись мне в пояс. Многие приглашали к себе домой переночевать. Разные СМИ брали у меня интервью. Кто-то попросил расписаться на флаге Украины. У кого был фотоаппарат - спешили запечатлеть себя со мной в обнимку. Среди таковых были даже классические «бандеровцы» с красно-черными флагами.

Если на что и сетовали демонстранты то только на то, что я приехал один, а не захватил с собой побольше россиян, чтобы они воочию увидели: то, что на самом деле происходит на Майдане и о чем говорит «самое правдивое» путинское телевидение – две большие разницы. Ну и конечно же особо лестных высказываний в адрес милейшего Владимира Владимировича от киевлян я тоже не услышал. Но тут у нас явно не было предмета для разногласий.

Именно президент России по признанию украинского премьера Азарова «посоветовал» Януковичу не подписывать с Евросоюзом договор об ассоциации. С этого отказа в Украине и началась Еврореволюция. В 2004 году этот же мудрый советчик порекомендовал Кучме проигнорировать реальный выбор украинцев и протащить в президенты своего преемника с криминальным прошлым. Путин наводнил Украину российскими политтехнологами, делал щедрые финансовые вливания в украинский бюджет, неоднократно сам посещал Украину с пропагандистскими визитами. В итоге Путин лишь спровоцировал Оранжевую революцию. А слово «Майдан» после этого стало наводить страх на всех кремлевских охранителей.    

И тогда и сейчас кремль пытался навязать Украине именно свой выбор. Это поистине уникальный вклад российского президента в новейшую историю Украины: за 9 лет 2 Майдана собрал. Как говориться, «теми же граблями и в то же место»…

***

Но вернусь к своему пребыванию в Киеве. В субботу я побывал во всех трех «штабах революции» - зданиях занятых демонстрантами: в Киевской мэрии, Доме профсоюзов и Октябрьском дворце. Везде был строгий порядок – бдительная охрана на входе и на каждом этаже. А при входе в мэрию всех входящих даже проверяли ручным металлоискателем. Везде следили за гигиеной – посетителям раздавали медицинские повязки, сотрудники многочисленных кухонь работали в полиэтиленовых шапочках и перчатках. Везде было четкое распределение обязанностей – специальные группы волонтеров работали в пунктах раздачи теплых вещей, в медпунктах, в пресс-центрах, в службах размещения приезжающих, в службах юридической помощи и так далее.

Для разнообразия я решил сходить к украинскому парламенту – Верховной раде – на митинг «голубых» (голубой – официальный цвет символики провластной Партии регионов). Недалеко от входа в Раду, под попсу со сцены, уныло топталось 2-3 тысячи согнанных на мороз бюджетников.  Все это называлось «бессрочная акция в поддержку президента Януковича». Абы кого на защиту президента не пускали. Видимо слишком ответственное и почетное это дело – спасать Украину от тлетворной евроинтеграции. Пропускали на митинг через специальное КПП - только своих. Сама акция проходила в загоне, за забором. На дальних подступах к оплоту Януковича все улицы и переулки со стороны Майдана были наглухо перекрыты милицейскими автобусами.

В то время как я фотографировал «голубых» за забором, два парня захотели уточнить у меня, намекая на надпись на моем российском флаге: «Скажите, а Вы какими украинцами гордитесь? Теми, которые за забором или которые на Майдане?». Я честно признался: «Конечно теми, которые на Майдане. А эти – люди подневольные. У нас в России тоже таких на «путинги» свозят. Жалко их». В откровенных беседах и даже в некоторых интервью журналистам многие участники провластного митинга откровенно говорили, что просто приехали подзаработать.

Оппозиция и сочувствующие ей предприниматели тоже помогают своим сторонникам добраться до Киева. Разместиться там, поесть и обогреться. Но это именно помощь тем, кто и без того поддерживает евроинтеграцию и не доверяет Януковичу. Тем более, что большинство теплых вещей, еду, питье и медикаменты приносят на Майдан обычные киевляне. Тех, кто пытается раздать деньги, на Майдане называют провокаторами.

В Октябрьском дворце разговорился с Петром из Черниговской области. Он рассказал, что в центре его города стоял автобус, в который местный депутат одной из оппозиционных партий собирал добровольцев для поездки на Майдан. Обещали бесплатную дорогу и ночлег в «штабе революции». Автобус отправился, когда набралось 50 пассажиров. По дороге в Киев транспорт сломался. Но стремление попасть на ЕвроМайдан оказалось настолько сильным, что все решили скинуться по 100 гривен (около 400 рублей)  и заказали новый автобус. В итоге всем удалось поучаствовать в историческом событии…

Вечером на Майдане начался многотысячный митинг. Со сцены играл на синтезаторе пианист из Москвы. Я достал свою раскладную удочку и прикрепил к ней флаги России и Евросоюза. После этого желающих пообщаться со мной стало на порядок больше. Кроме украинских демонстрантов подходили ко мне и россияне. Из Москвы, Воронежа, Саратова, Махачкалы, была даже целая делегация из Санкт-Петербурга из 10 человек – активистов некогда известного демократического движения «Оборона». Думаю, если бы у каждого из них был российский флаг, демонстрация солидарности россиян с Майданом была бы куда более зримой.

Но из тех, кто ко мне подошел, был только один человек, который «отважился» накинуть на себя триколор России. Олегу из Дагестана этот флаг достался от делегации состоящей из трех россиян, которые прилетели специально на Майдан аж из далекого Новосибирска. Один москвич, который, как и я, приехал в пробудившийся Киев подышать воздухом свободы поднял над собой стяг Украины, на котором написал: «Киев – с тобой Москва».

На следующий день 8 декабря на Майдане собралось «Вече». Народу было столько, что людскому морю не было видно ни конца, ни края. Многие говорили, что в тот день в центре Киева собралось около миллиона человек. И это очень похоже на правду. При этом стоя метрах в тридцати от сцены я не почувствовал никакой давки (ну разве что не надолго пришлось потесниться когда к сцене на конях проезжали казаки в исторических костюмах). Все были крайне вежливы и обходительны.

Не было никакого хаоса и анархии (которыми нас так любят пугать кремлевские телепропагандисты). Это же касается практически идеальных чистоты и порядка на всех территориях подконтрольных манифестантам. И это при практически полном отсутствии милиции на Майдане. Как это не походило на наши шествия под конвоем правоохранителей, проходы через металлоискатели и т.д. Оказывается и без этого можно прекрасно обходиться.

Собравшиеся беспрекословно слушались ведущего ЕвроМайдана Евгения Нищука. Он же вел и Майдан 2004 года. Вот он просит опустить знамена, тех, кто стоит у сцены чтобы было видно выступающих и десятки партийных знамен сворачивают (с трудом могу себе представить нечто подобное на московских акциях). Вот ведущий, подводит к микрофону плачущего мальчика, который отстал от мамы. Он представляется, его успокаивают, показывают на больших экранах, говорят маме в какой машине будет ждать ее сын. Вот кому-то в гуще митинга стало плохо, окружающие его начинают скандировать «Ли-ка-ря!» (врача). Нищук просит тех, кто стоит рядом поднять руки и направляет к больному медиков. Митингующие тут же делают коридор для прохода врачей.

После того как ведущий объявил о начале вече, тысячи собравшихся хором исполнили государственный гимн Украины...

           ***

...Несмотря на все сходства и различия у всех «цветных» революций последнего времени – от сербской до египетской - есть одна основа. Практически все они являются верным признаком «взросления» народа. Историческая эволюция взаимоотношений общества и власти во многом напоминают отношения ребенка и главы семейства. Дети сначала буквально обожествляют своих родителей и во всем им подчиняются. Также как и народы на начальном этапе своего развития сакрализуют власть. Позднее, через конфликты с предками дети самоутверждаются и заявляют о своей самостоятельности. Позднее уже родители попадают в зависимость от своих отпрысков. Также через революции и социальные конфликты народы заставляют правителей считаться со своим мнением. И так до тех пор, пока гражданское общество не начнет контролировать действия власти и производить ее регулярную ротацию на демократических выборах.

Недавняя история человечества наглядно подтверждает такую эволюцию. Со временем число демократических стран только увеличивается. Лет 300 назад ограниченных монархий было считанные единицы. К концу XIX века их стало подавляющее большинство. В начале XX века демократические страны можно было пересчитать по пальцам. Сегодня, в начале XXI века, по пальцам мы уже можем пересчитать тирании и диктаторские режимы. Эволюция (хотя и со своими взлетами и падениями) совершенно очевидна. От нее не отгородиться никакими китайскими или берлинскими стенами. Ветер истории дует в демократические паруса. Вектор исторического прогресса направлен в сторону установления контроля общества над властью.

Как гласит один из популярных лозунгов Оранжевой революции: «Свободу не остановить!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать