Перейти к основному содержанию

Можно ли ввести миротворцев на Донбасс

06 сентября, 14:13

Предложение Владимира Путина ввести миротворцев ООН на Донбасс является реакцией на аналогичное предложение Петра Порошенко, но фактически имеет только пропагандистское значение. В идеале Москва хотела бы вводом миротворцев добиться замораживания вооруженного конфликта на Донбассе и признания де-факто мировым сообществом сепаратистских марионеточных образований. Кроме того, эта российская инициатива должна дать повод симпатизирующим России политикам в Европе, и прежде всего в Германии, начать процесс отмены или ослабления антироссийских санкций, введенных в связи с аннексией Крыма и войной на Донбассе. Недаром инициативу Путина горячо приветствовал глава МИД Германии Зигмар Габриэль, только что отметившийся совместной трапезой с российским президентом и экс-канцлером Герхардом Шрёдером. Только вот беда: все опросы предсказывают весьма низкие показатели социал-демократической партии Германии на предстоящих 18 сентября выборах в бундестаг. Поэтому после выборов нынешняя правящая коалиция почти наверняка будет переформатирована, и место социал-демократов в правительстве займут свободные демократы. С учетом того, что канцлер Ангела Меркель публично критиковала Габриэля за его встречу с Путиным и Шрёдером, новый глава германского внешнеполитического ведомства, скорее всего, не будет таким большим симпатантом России, как его предшественник.

Кстати сказать, возможно, что российская инициатива по вводу миротворцев на Донбасс, среди прочего, преследует цель повлиять на исход германских выборов. Москва жизненно заинтересована в том, чтобы социал-демократы сохранили свои позиции в правительстве, поскольку они занимают более пророссийскую позицию, чем христианские демократы. И предложение о миротворцах призвано укрепить положение Габриэля и его соратников в глазах избирателей. Но вряд ли этот шаг сколько-нибудь существенно повлияет на исход предстоящих германских выборов. И шансы на то, что путинская инициатива приведет хотя бы к началу процесса отмены санкций равны нулю. Потому что у плана Путина, в свою очередь, нет шансов быть принятым Советом Безопасности ООН.

В своем нынешнем виде план Путина предусматривает размещение миротворцев только на линии соприкосновения российско-сепаратистских формирований и украинских войск и только для охраны наблюдателей миссии ОБСЕ. С таким мандатом миротворцы не смогут даже контролировать положение на линии фронта. Главное же, с таким мандатом миротворческой миссии ООН категорически не согласна Украина. А без ее согласия введение миротворцев на Донбасс, естественно, становится невозможным. Киев, в свою очередь, настаивает, чтобы миротворческая миссия имела максимально широкий мандат и могла контролировать всю оккупированную территорию, от линии фронта и до линии российско-украинской границы, включая неконтролируемые украинской стороной пункты пропуска. На принятие Советом Безопасности ООН украинского варианта резолюции шансов тоже нет, так как соответствующая резолюция будет заблокирована Россией. Поэтому оба предложения, и Порошенко, и Путина, преследуют прежде всего пропагандистские цели, как внутри своих стран, так и на международной арене. Предложение Путина как бы нейтрализует предложение Порошенко. Но России все равно придется накладывать на него вето в Совбезе ООН. Что, конечно, позволит представить ее противником мирного урегулирования на Донбассе. Но теперь Украине тоже придется торпедировать российскую инициативу о миротворцах, и у российской пропаганды появится повод заявлять, что Киев, дескать, противодействует усилиям России по установлению мира на Донбассе. Подобного российского ответа следовало ожидать, и с самого начала было ясно, что обсуждение вопроса о введении миротворцев на Донбасс в ООН сведется к российско-украинскому обмену пропагандистскими выпадами.

Какого-либо реального компромисса между предложениями Украины и России по введению миротворцев на Донбасс не просматривается в принципе. И вот почему. Как я уже указал выше, предложение Путина неприемлемо для Киева, поскольку оно легализует боевиков-сепаратистов, оставляет без какого-либо контроля границу России с сепаратистскими образованиями, а также допускает сохранение в оккупированной части Донбасса российских войск и произвол сепаратистских властей по отношению к населению. В таких условиях никакие свободные выборы в Донецке и Луганске, естественно, невозможны. Но еще важнее то, что и предложение Порошенко заранее было рассчитано на то, что Россия его заблокирует, и вводить миротворцев на Донбасс в действительности не придется. Потому что, даже если бы произошло чудо, и Совет Безопасности ООН единогласно, включая Россию, проголосовал бы за ввод миротворцев по украинскому сценарию, это привело бы примерно к тем же последствиям, что и реализация путинского предложения.

Дело в том, что число миротворцев наверняка будет ограничено и вряд ли превысит 5000 человек. При этом только протяженность линии фронта и неконтролируемого Украиной участка российско-украинской границы составляет около 1000 км. Получается, что только 5 миротворцев будут приходиться на 1 км линии соприкосновения и границы. Проще говоря, группа из 5 солдат ООН на бронетранспортере или автомобиле будет контролировать 1 км границы или фронта, притом, что численность российских войск и сепаратистского «ополчения» будет превосходить их раз в 10. Естественно, никакой эффективный контроль в таких условиях невозможен. Но, кроме того, миротворцы должны будут контролировать склады хранения боеприпасов и тяжелых вооружений, в том числе на украинской стороны, так что для контроля границы и линии фронта будет оставаться еще меньше людей.

Кроме того, вооружение и мандат «голубых касок» не позволят им оказывать эффективное противодействие российско-сепаратистским войскам и осуществлять контроль за проведением выборов. Как правило, миротворцы ООН получают право применять оружие только для самозащиты. А их вооружение будет ограничено легким стрелковым оружием и пулеметными бронетранспортерами. И это в условиях, когда российские и сепаратистские войска обладают танками, тяжелой артиллерией, РСЗО и иным тяжелым вооружением и многократно превосходят миротворцев в численности. «Голубые каски» будут заботиться только о самозащите и ничего и никого контролировать не смогут. Они лишь не без оснований будут опасаться, что кого-нибудь из них могут захватить в заложники. Россияне по-прежнему смогут гнать через границу технику и вооружение, а российские войска смогут беспрепятственно оставаться в Донбассе, выдавая себя за местных «ополченцев». И выборы россияне тогда смогут провести с заранее известным результатом. А мировому сообществу будет казаться, что выборы проходят более или менее свободно, раз за их проведением следят наблюдатели под защитой миротворцев. Поэтому не стоит видеть во введении миротворческих сил ООН на Донбасс реальное средство прекращения вооруженного конфликта и даже его смягчения.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать