Перейти к основному содержанию

Надежда на удивительное возвращение домой

и жестокая реальность провала мирной реинтеграции по-грузински
29 сентября, 16:31

Дни с 27 по 30 сентября являются одними из самых тяжелых и трагических в современной истории Грузии. В этот день в 1993 году страна потеряла почти треть своей территории, сотни тысяч (от 200 до 300 тыс.) ее граждан стали беженцами, а тысячи погибли, в том числе и мирные жители.

Через 24 года после поражения в войне в Абхазии грузины с грустью вспоминают потери и надеются, что все когда-нибудь вернется - и бывшая абхазская автономия в состав грузинского государства, и грузинские беженцы в свои абхазские дома. Как произойдет возвращение - не совсем понятно, но, как они уверены, это должно быть без новой войны.

В этом году в последние дни сентября телеканал «Имеди» (Тбилиси) посвятил специальный выпуск своего популярного ток-шоу теме Абхазии. Студию украсили старыми фотографиями Сухуми, Гагры, Очамчиры и вещами, которые люди взяли с собой, когда срочно покидали свои дома. Ведущие и гости - беженцы - со слезами на глазах вспоминали события, происходившие четверть века назад. Без злобы - только с грустью и надеждой на возобновление мирной и дружественной жизни.

Кульминацией передачи стал показ сюжета из современного Сухуми (Сухума). Журналистка программы смогла снять известные места столицы Абхазии, а также заснять, как она пьет кофе в знакомом каждому сухумчанину кафе на набережной. Это видео стало популярным в социальных сетях - в группах, в которые входят бывшие жители Абхазии, разбросанные по всему миру. «Мы вернемся», - писали они в комментариях к сюжету.

Но реальность заключается в том, что Абхазия не хочет видеть у себя никаких грузин и тех, кто им симпатизировал. Годы переговоров под эгидой международных организаций в Женеве, многочисленные заявления и обращения ООН, ОБСЕ и других структур не дали никакого положительного результата: беженцы остаются изгоями. Впрочем, они продолжают ждать и верить, что когда-то вернутся домой.

На днях заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука побывал в Зугдиди - грузинском городе близ границы с Абхазией, где изучал решение проблемы беженцев. В этом городе их 120 тыс. - столько, сколько было до того же зугдидцев. Для вынужденных переселенцев построили целые городки, им выплачивают государственную помощь - есть чему учиться украинской власти. Но Тука обратил внимание и на другое: «Люди, объединенные общей бедой, не интегрируются в общество. Подавляющее большинство не работает, ожидая возвращения на Родину... Дети переселенцев тоже получают статус ВПЛ и соответствующие льготы и компенсации». Заместитель министра воспринял эти проблемы как чисто социальные и финансовые. Но дело совсем не в этом.

Большинство беженцев из Абхазии не хотят мириться с потерей Родины и продолжают считать текущую жизнь на чужбине временной. Соответственно, и детей своих они воспитывают как жителей Абхазии, хотя и в изгнании. С самого начала такие взгляды разделяли практически все переселенцы. Но даже через 24 (!) года таких людей очень, очень много. Они продолжают жить в Абхазии - хотя в виртуальной, продолжают считать себя сухумчанами, гагринцами, очамчирцами - а не зугдидцами, тбилисцами или кутаисцами... На мой субъективный взгляд, дело в том, что Абхазия является уникальным и невероятно красивым местом, и очень тяжело смириться с потерей не только дома, имущества, друзей, но и теплого моря, сказочных гор, вечнозеленых субтропических пейзажей, живописных горных озер и рек ...

Сначала грузинские власти дали беженцам надежду на возвращение с помощью военной операции. Но катастрофическое поражение в осетинской кампании 2008 года полностью изменило риторику официального Тбилиси. Уже 9 лет, как Грузия полностью отказалась от разработки планов по силовому сценарию и теперь пытается - с помощью мирового сообщества - воплотить в жизнь программы реинтеграции оккупированных территорий мирным путем. Это и программы бесплатного медицинского обслуживания жителей Абхазии, и льготные условия поступления в вузы...

Впрочем, попытки Грузии вернуть свои территории, даже мирным путем, отпугивают и отталкивают абхазов, а их партнеров - Россию - заставляют прибегать к еще большему вмешательству для обеспечения «защиты независимости Абхазии». Реализация плана мирной реинтеграции по-грузински уже привела к закрытию всех, кроме одного, пункта пропуска на грузино-абхазской границе; вытеснению грузин, вернувшихся в Абхазию на приграничные территории, обратно в Грузию из-за новых законов о гражданстве... Даже те абхазы, которые ездят лечиться в Грузию, не становятся более лояльными, потому что воспринимают грузинскую программу как компенсацию за ущерб, который нанесла «грузинская агрессия».

Опыт Грузии периодически вспоминают в Украине в положительном контексте. Но правда в том, что попытки реализации мирного грузинского плана привели не к положительным результатам, а к ухудшению ситуации. Сегодня, спустя 24 года после поражения в войне и потери Абхазии, вероятность возвращения грузинских беженцев в Сухуми, Гагру, другие города и села, не увеличилась ни на сотую долю процента по сравнению с трагическим сентябрем 1993 года. Несмотря на это, сотни тысяч людей продолжают верить в то, что когда-нибудь они вернутся домой. Но правда в том, что одной веры в чудо или в мирные планы европейцев и американцев, бывает недостаточно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать