Перейти к основному содержанию

Некролог в контексте

27 апреля, 10:24

Уходят лучшие в безоблачный туман.

Уходят в россыпь звезд - в ворота рая,

Воздвигнув на Земле свой божий храм,

Они и в небесах не умирают.

Эту строфу из стихотворения российского провинциального поэта-любителя Ивана Вологжанинова из Череповца, написанного в 2009 и посвященного памяти архитектора Игоря Орлова, уже несколько лет широко используют в сетях поддержки боевиков незаконных вооруженных группировок на оккупированных территориях Донбасса в качестве эпитафий. Сегодня эти слова распространяются в группах поддержки апологетов «русского мира» как эпитафия итальянскому журналисту, политику и общественному деятелю Джульетто Кьеза, который умер от инфаркта 26 апреля 2020 на 80-м году жизни.

Боевики имеют свои причины для героизации Джульетто Кьеза - много лет он последовательно защищал кремлевскую политику в отношении Крыма и Донбасса, считал Революцию Достоинства «фашистским мятежом», неоднократно посещал оккупированные территории несмотря на санкции, наблюдал за «выборами» в марионеточных «республиках», называл себя « другом» главарей этих бандитских анклавов и призывал западные правительства «признать выбор народа».

Нам Джульетто Кьеза более известен в последние годы преимущественно своим тесным сотрудничеством с российскими каналами «Раша тудей», «Первый канал», «Россия-1», «Россия-24», НТВ, «Рен-ТВ», «Звезда», «Культура», и изданиями «Литературная газета», «Деловой вторник», «Московские новости», «Итоги», где он упорно воспроизводил нарративы московской пропаганды, отчаянно отстаивал позиции кремлевского режима и боролся против западной демократии, используя популистские и антиглобалистские лозунги, а также манипулируя сумасшедшими конспирологическими теориями.

Формально, можно было бы ограничиться констатацией, что в лице господина Кьеза глобальная пропагандистская сеть Кремля понесла тяжелую утрату, но на самом деле политическая и социальная эволюция Джульетто Кьеза отражает гораздо более сложное и интересное явление современного мира. Оно определяет социополитические процессы во многих странах и его следует понять.

Неудачливый студент-физик Джульетто Кьеза рано увлекся коммунистическими идеями и стал членом Итальянской коммунистической федерации молодежи и Итальянской коммунистической партии. Это был в целом привычный и логичный шаг в той социальной среде. Левые и, в частности, коммунистические идеи были и остаются популярными в Европе как действенный социальный инструмент для построения горизонтальных социальных связей, развития эффективного профсоюзного и кооперативного движения, отстаивания своих прав перед корпорациями, и как удачная альтернатива традиционным архаичным иерархиям мафиозного типа.

Понятно, что такой контекст не предусматривает прямых социальных лифтов, или личных финансовых, политических или социальных выгод, что имеются в корпоративных социальных моделях. Впрочем, некоторые находят возможности для их получения при любых условиях.

Присоединение к коммунистическим организаций странным образом позволило Джульетто Кьеза построить политическую карьеру и возглавить редакцию финансируемой Кремлем коммунистической газеты L'Unita, а после посещения Олимпиады-80 даже стать ее московским корреспондентом. В то же время, как «специалист по СССР», он начал выступать с лекциями в американских университетах и корпорациях.

Даже после коллапса СССР он не потерял такую выгодную работу - ему удалось остаться московским корреспондентом итальянской корпоративной газеты La Stampa. В то же время он начал сотрудничать с российскими редакциями «Радио Свобода», BBC и Deutsche Welle. Именно тогда он начал работать с российскими исследователями преступлений коммунизма и изучать демократические реформы.

Именно здесь, в начале 2000-х произошел его радикальный поворот в сторону критики либерально-демократической модели развития, началось увлечение конспирологией. Вскоре он увлекся политической деятельностью и присоединился к «центристской» политической партии Italia dei Valori («Италия ценностей»), которая на самом деле была радикально популистской и базировала свои нарративы на «борьбе с коррупцией». От этой партии он был избран в Европарламент в 2004, после чего он оставил партию, присоединился к социалистам и основал несколько собственных медийных проектов.

После этого его было уже не остановить: он публиковал свои «расследования» одно за другим - «Зеро: почему официальная версия 9/11 является мошенничеством», «Восток-Запад: война империй», «Секретные тюрьмы ЦРУ в ЕС», «Война как ложь »,«Русофобия 2.0», «Мир на пороге войны», «Путинофобия» и другие. Чувствуете родственность нарратива? За радикальность дискурса он был любимцем социальных сетей и желанным гостем редакций российских пропагандистских каналов.

Впрочем, важным здесь является не столько родственность нарратива, который продвигают «западные альтернативные политики-антиглобалисты», «глобальные правозащитные СМИ», что давно превратились в закрытые корпорации, и кремлевская пропаганда, а наследственность, которую ярко демонстрирует случай Джульетта Кьеза.

Его разрушительный, наполненный сумасшедшей конспирологией, антидемократический и антилиберальный, неизбирательно сервильный по отношению к нечеловеческим авторитарным режимам корпоративистского типа, радикально популистский «антикоррупционный» дискурс - является прямым следствием и логическим продолжением его «коммунистической карьеры». Единственным неизменным общим знаменателем всей его карьеры было служение интересам государственных корпораций – будь то советской или российской - направленным на разрушение любых институтов, основанных на свободной горизонтальной самоорганизации граждан, стремлении поставить под сомнение любой выбор и объяснение, посеять общее недоверие и страх, обесценить всех и каждого.

Все те идеологические клише ( «коррупция», «тайные тюрьмы», «доходы от войны» и т.п.), которые он намеренно неизбирательно использовал, разрушая остатки рациональности, являются индикаторами пропагандистских воздействий авторитарных государственных корпораций в их борьбе с либерально-демократическими обществами и государствами. И, глядя на результаты выборов, попробуйте сказать, что эта борьба не является успешной.

Об этом и надо помнить, вспоминая о Джульетто Кьеза…

И, знаете что? - среди радикальных популистов сегодняшнего дня не он один такой, вышедший из среды бывших корпоративных, в частности, бывших коммунистических функционеров и мажоров. Оглянитесь, - видите?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать