О коллективной ответственности России
Любая власть может держаться только с молчаливого согласия общества, где осуществляет управление. Речь не идет о таких законодательно закрепленных процедурах, как выборы. Дело в другом: почему-то подавляющее большинство граждан считают приемлемым для себя согласиться с существованием действующей власти. Неважно, по каким соображениям. Даже если она им не нравится.
Так есть, в частности, в современной России и ее приспешнице Беларуси (по определению Совета ЕС). У обоих народов были варианты в 90-х гг. ХХ ст. - или попытаться создать новую сложную демократическую систему государственного управления, или согласиться на более примитивную, но знакомую и удобную авторитарную. Оба народа (несколько разным образом) свой выбор сделали. Большинство россиян «купилось» на нефте- и газодоллары, приличный уровень жизни в Москве, Санкт-Петербурге, ряде крупных городов, а еще на имперскую идею, великодержавие, греющее русскую душу лучше Солнца. Белорусам понравился председатель колхоза и возможность в смысле организации жизни оказаться в знакомом совке. И не столько силовые акции власти (включая убийство политических оппонентов), сколько предложенный «социальный пакет» гарантировал долгосрочность лукашизма. Паразитарного авторитарного социального политического режима.
Были попытки изменить ситуацию. Мы помним Болотную площадь в Москве и события, связанные с ней. Многообещающая заявка, но чем она завершилась? Подобно и Беларуси. В 2020 г. страну всколыхнули несколькосоттысячные протесты (их предтеча – 2010 г.) из-за грубой фальсификации выборов и их результатов. Что в итоге известно – и сами проиграли, и соседей подставили. В обоих случаях подавляющее большинство протестующих не желало выходить из зоны комфорта. Они оказались не готовы жертвовать привычными жизненными благами, алгоритмом жизни, порой – жизнью ради свободы и достижений, которые пока выглядели довольно абстрактно. Не лучше ли удержать то, что есть? В другой ситуации можно было бы пожать плечами. Но есть следствие – война, убитые люди, разрушенные города.
Приведу личные примеры позиции не протестующих, но сознательных (так считалось) россиян. Виктор Мироненко – известный политик эпохи Михаила Горбачева, историк, руководитель Центра украинских исследований Института Европы Российской академии наук. 24 февраля написал Виктору Ивановичу в мессенджер и попросил сделать все возможное, чтобы повлиять на безумное решение Кремля. Как варианты называлось заявление Михаила Горбачева или других известных деятелей. В идеале – общественная кампания любым способом. В ответ услышал о больших предыдущих усилиях и необоснованности личных претензий (?) теперь. И ключевой тезис – Вы хотите, чтобы нас уничтожили? Моя реакция – а ничего, что уничтожают Ваш родной город – первый в мире, лучший, как говорили? Может так случиться, что вам некуда будет возвращаться и с кем встречаться. За такие разговоры был удалён из фейсбучных друзей. Заявление, кстати, было довольно сервильным. Наверное, так в Москве спокойнее и безопаснее.
Другая сознательная россиянка, историкиня, выпускница МГУ, едва не рыдала, жалея украинцев, но категорически отвергла призыв присоединиться к кампании по отключению России от SWIFT. Потому что ей необходимо дочери в Турцию посылать переводы. Такие они – адекватные россияне.
Что касается подавляющего большинства граждан Мордора – это фашизоидная нация. В первые дни войны в Украине распространялись призывы разговаривать со своими родственниками, знакомыми в России и рассказывать им, что происходит в нашей стране. Вышло так, что они начали рассказывать, что делается в Украине, в том числе о необходимости и замечательных результатах специальной военной операции. Абсолютный сюр. С кем не разговаривал – та же ситуация. Даже в собственной большой семье. Скажу больше – не раз видел в сети, как они радуются нашим бедам. Мол – это вам за Донбасс. Россияне в целом – народ с обезображенными нравственными ориентирами.
В этой связи приведу выражение русского же писателя – Александра Солженицына. Тоже имперец, но... Он уважал украинцев за их стремление к свободе, а в многотомнике «Архипелаг ГУЛАГ» о бандеровцах (настоящих) написал так – свои. Итак: «Насилию нечем прикрыться, кроме лжи. А ложь может держаться исключительно на насилии». Это о нынешней России, ее власти и народе.
Владимир БОЙКО, историк, Чернигов