Перейти к основному содержанию

О вредных профессиях и доверии к власти

06 июля, 10:36

О проблемах Пенсионного фонда в последнее время говорилось много. Основная тема — радикально увеличенный дефицит средств в фонде и возможная (гипотетическая) невыплата пенсий. Среди причин такого положения председатель правления Пенсионного фонда Украины Алексей Зарудный еще год назад называл, в частности, такие: «теневая» занятость населения (это потери пенсионного фонда ежегодно более 60 млрд грн); финансирование фондом доплат и надбавок к пенсиям, которые являются формами социальной поддержки и должны были бы финансироваться из других источников (на это из года в год расходуется более 33 млрд грн); «особые» пенсионеры, то есть те, которые имеют льготы и привилегии, к которым относится досрочный выход на пенсию, «специальные» пенсии и т. П. Если учесть, что из 12,3 млн пенсионеров, состоящих на учете в фонде и, соответственно, обслуживаемых им, каждый четвертый пользуется льготами, то становится понятным масштаб ситуации, которая стоит годовому бюджету пенсионного фонда почти 50 млрд грн. В целом получается значительная сумма, которая ложится бременем на пенсионный фонд, а, следовательно, на ту часть населения, которая работает честно и платит налоги в бюджет.

Очевидно, что именно проблемы наполнения пенсионного фонда страны беспокоили членов Кабинета министров, которые недавно приняли решение о пересмотре количества профессий, на которых распространяется право досрочного (5-10 лет) выхода на пенсию. Таких претендентов на льготный выход на пенсию, согласно утвержденным КМУ спискам, насчитывается более миллиона. Поэтому теперь данный перечень профессий уменьшился на 40 процентов.

Проблема сокращения перечня профессий, представители которых имеют право на досрочную пенсию, действительно актуальна. Ведь эти списки формировались еще в середине прошлого века, когда существовали совсем другие экономические условия работы, и впоследствии они только дополнялись новыми позициями (последние изменения Кабмин вносил в 2003 году).

За это время технологический прогресс не просто вырос, а приобрел космическую скорость. Индустриальное производство, на базе которого формировались пресловутые списки, почти отошло в историю. На пороге — четвертая промышленная революция, а мы в законодательстве оперируем профессиям, которые кардинально изменили свое содержание или даже перестали существовать. И если специальности обжигальщика, форсунщика или пирометриста ранее относились к распространенным (и даже героическим), то сейчас у молодого поколения могут вызвать лишь недоумение. А такие, как кочегар паровоза — и смех.

Право льготных пенсий по решению Кабмина потеряли преимущественно специальности, которые непосредственно не связаны с вредным производством, и руководители, например, директора шахт, технические руководители, их заместители, главные инженеры, механики и т. п. В списках остаются только те, кто полный рабочий день проводит под землей (это касается шахтеров). Такой подход и к другим специальностям, то есть определяющим будет не принадлежность к профессии, а сложность выполнения непосредственных обязанностей на рабочем месте. Окончательное решение будет принимать аттестационная комиссия предприятия, делать «фотографию» рабочего дня по специальности и анализировать все особенности условий труда.

Повышение пенсионного возраста для определенной категории теперь уже бывших льготников, по подсчетам правительства, даст эффект в размере 50-60 млрд грн.

Прогнозируемо против такого решения выступили профсоюзы. Согласно заявлениям их представителей постановление Кабмина только в угольной промышленности и металлургии коснется более чем 200 профессий (ориентировочно 40 тысяч человек). Однозначно они будут готовить судебные иски к правительству с требованием отменить такое решение.

Неизвестно, как Фемида отнесется к этим противостояниям и как долго они будут продолжаться. На мой взгляд, суть проблемы заключается в другом. В попытке найти средства для пенсионного фонда правительство выбирает все возможные компенсаторы. Это вполне понятно, поскольку расходы фонда в этом году составляют 256,4 млрд грн, из которых общая сумма ассигнований из госбюджета предусмотрена в размере 144,9 млрд грн.

Учитывая, что расходы пенсионного фонда ежегодно увеличиваются (в прошлом году они превысили расходы 2014 года более чем на 7 млрд грн), стоит задуматься над другими, инновационными компенсаторами наполнения пенсионного фонда и бюджета страны в целом.

Все эти компенсаторы лежат на поверхности. Например, стоит уже решиться и провести налоговую амнистию, которая наконец-то завершила бы в Украине период первичного накопления капиталов. Однако самое главное и первое — это вывести экономику из «серых» и «теневых» схем оптимизации налогообложения (по разным оценкам «тень» составляет от 40 до 60 процентов экономики). Для этого необходимо осознать стратегически, по-государственному, что Украина должна жить, как и Европа, в XXI веке. То есть нет смысла эксплуатировать производственные возможности и технологии прошлого века — они требуют немедленной замены не только по физическим параметрам, но и по другим технологически управленческим меркам, это должны быть технологические решения и оборудование других поколений и эффективности. Создание на уровне общин условий для конкретной ответственности за состояние экономического развития территории, введение льготной системы поощрения частных владельцев и безоговорочная обязательная «перезагрузка» экономики новейшими технологиями и даже инновационными экономическими укладами уже через несколько лет дало бы существенный эффект, который бы превысил ожидания от всех «экономических реформ», которые проводились до этого.

Далее — это политическая воля для проведения мотивирующей налоговой реформы для всех граждан Украины, а не только для тех, кто не умеет пользоваться оффшорами. Не властно-статусные «договорняки», которые происходят почти ежегодно между Кабмином, лоббистскими пулами народных депутатов и олигархами (в промежутках между утверждением бюджетной резолюции и собственно бюджета Украины), а реальная оценка потенциала поступлений в бюджет.

Это, в конце концов, прозрачная, мотивирующая и эффективная пенсионная реформа, которая снимет проблему дефицита бюджета пенсионного фонда и сбалансирует его, уравновесит отношения ПФУ с Кабмином, стабилизирует выплаты пенсионерам и создаст предпосылки для профицита бюджета ПФУ, который должен стать инвестиционным ресурсом для всех направлений экономики в Украине.

Нерешение этих и сопутствующих проблем приводит на данном этапе украинского государственичества к тому, что пока в зоне «вредных» профессий находятся все нынешние и потенциальные пенсионеры.

Стоит сказать еще об одном компенсаторе, без которого любые попытки достичь экономической стабилизации в государстве не будут стоить и ломаного гроша — это доверие населения к власти, прежде всего, к правительству. Самым обидным является то, что это недоверие лишь увеличивается. Никакие программы, заявления, лозунги и даже показательная борьба с коррупционерами, которая в последнее время широко развернулась в стране, не могут пока уменьшить эту пропасть.

Экономика, особенно успешная экономика — это, доверие прежде всего.

Экономика — это культура. Экономика — это партнерство власти и общества. Экономика — это кооперация партнеров, креативные технологии — от крупных городов до самых маленьких сел. Это и еще много других, непривычных для чиновников вещей, построенных на доверии и партнерстве, что и является основой экономического роста страны, о котором говорят чиновники и мечтают украинцы.

Возможно, именно с этого, с вопросов доверия, нужно начинать еженедельные заседания Кабмина?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать