Оппозиции повезло на народ

В стране политический кризис. После последних событий – это вполне очевидно. Чудовищный ночной разгон Евромайдана стал тем Рубиконом, который вывел на улицы Киева сотни тысяч людей. Их было настолько много, что останавливались эскалаторы в метро, было заблокировано транспортное движение в центральной части города, а передвигаться по Крещатику даже в пешем порядке в определенные моменты было очень сложно. Если раньше столица не воспринимала нынешнюю власть, но терпела, то теперь она восстала. Плюс, конечно, тысячи недовольных граждан из регионов.
Заговорили о новой революции. Возможно. Но пока рано. Пока – огромное только недовольство.
Конечно, власть в шоке. Хоть и не подает виду. Она не ожидала, что стена политической апатии граждан будет разбита. Но ведь сама власть планомерно «работала» в этом направлении. Вспомним – Харьковские соглашения, реанимация Конституции 1996 года, «мовний» майдан и ряд других шагов постепенно наращивали клубок недовольство в обществе. Из последнего. Сама власть подогрела евронадежды людей (даже своих избирателей) настолько, что внезапный отказ подписать соглашение в Вильнюсе на финишной прямой стало шоком уже для самого общества. Это был первый звонок – неделю назад вышло около 100 тыс. людей. Не поверили. Решили в грубой форме наказать, запугать, да так, чтобы прятались… в монастыре. Вот она грань, которую перешли.
Не исключено, что это было провокация, возможно, даже специально подготовленная и последовательно реализуемая операция. Недоброжелателей у нынешней власти много: не только в оппозиции, но и в окружении самого Президента. Если же власть осознанно пошла на силовое решение «проблемы» Евромайдана, тогда это говорит о ее элементарной недальновидности.
Милиция. А что милиция? Вспомним, кто убивал журналиста Гонгадзе, кто избивал общественного деятеля Подольского? Милиционеры – «орлы Кравченко». Что изменилось с тех пор? По-сути, ничего. Отсутствие окончательной юридической оценки в этих резонансных делах лишь развязывает руки правоохранительным органам. Заметьте, с каким зверством «Беркут» избивал девушек и парней – это психология хронической безнаказанности современных «орлов», но уже не Кравченко.
По большому счету, в сегодняшней ситуации уже не имеет значение, было это спровоцированной акцией против власти или осознанным шагом последней. Маховик кризиса набирает обороты. Теперь нужно решать более сложные задачи. Уже ясно, что нормальной работы Верховной Рады не будет. Возможно, даже будет переформатировано парламентское большинство, которое отправит в отставку правительство. Возможно, будет введено чрезвычайное положение. В данной ситуации возможно все.
Очень важно следующее. В какое русло «потечет» огромное общественное недовольство? Как будет использована энергия людей? Конечно, без организации всего того, что сейчас происходит на Майдане, невозможно. Иначе хаос. Нужна координация действий, нужны лидеры. Хоть и не хотели студенты подпускать к своим многотысячным митингам оппозиционных политиков, но пришлось. Других нет. Не созрели. И это сегодня должны понимать лидеры оппозиции – парламентской и внепарламентской. Люди вынужденно (кто-то осознанно, кто-то нет) вручают им в руки свое доверие и надежды изменить наконец жизнь в этой стране. Да, они уже не так верят как в 2004-м, да, нет того огня в глазах, да, отсутствует «пелена мессии», но они верят в свою энергию и нехотя надеются на этих лидеров. Как хочется верить, что их не обманут в очередной раз. Но…
Как же горько сегодня наблюдать за тем, что на импровизированной сцене перед заполненным Майданом стоят: те, кто боролся против режима Кучмы, а потом ручкался с ним; те, кто продавал места в партийных списках перед парламентскими выборами; те, кто уже находился при власти, но ничего не изменили, не поломали систему. Сегодня они говорят то, что неоднократно обещали, но не выполнили. Да, есть и новые лица, вроде бы еще не «запачканные», но их недавние практические действия тоже заставляют задуматься. Например, когда у ряда свежеиспеченных оппозиционеров внезапно возникали неотложные дела, и их не было в парламенте как раз в тот момент, когда не хватало буквально несколько голосов, чтобы отправить в отставку правительство Азарова, за что сегодня они, в том числе, так яро выступают.
Однозначно, те, кто сегодня пытаются возглавить народный протест, будут раскачивать ситуацию и дальше. Молчание Президента или его поздние реакции им только на руку. В этих условиях, как видим, возрастает поддержка протестующих в Украине и со стороны Евросоюза, с которым совсем недавно Президент имел шанс подписать соглашение и войти в историю в качестве евроинтегратора. Но не вошел. Не осмелился. На митинге в Киеве даже уже выступили поляки, представители Европарламента. Похоже, извечное «придите и помогите нам решить свои проблемы» будет в тренде и сейчас.
Как может развиваться ситуация дальше? Вариантов много. К сожалению, возможен и худший сценарий. Сегодня не 2004-й год. Другая атмосфера, другие реалии. Мы уже видели ряд провокаций, кровь пролилась – слава Богу, обошлось без жертв. Но контроль над происходящим может быть потерян. Этого допустить нельзя.
У власти – есть шанс вырулить из ситуации. К сожалению, такую возможность она пока не использует, она продолжает жить прошлым и охраняет… памятник Ленину в Киеве. Совок сидит глубоко. Но у нее, повторяю, пока еще есть шанс услышать миллионы людей и изменится. У оппозиции тоже есть шанс, и тоже измениться. Перестать использовать и разочаровывать людей – как же чувствовалась возле сцены искусственность и циничность поведения некоторых из них. Оппозиция должны пересмотреть, наконец, свои принципы и подходы, завоевать реальное, а не безвыходное доверие общества.
Ну и последнее. Майдан сегодня нужен, прежде всего, самим украинцам. Их многотысячный митинг показывает, что они способны победить неверие и апатию в чиновников, что они способны самоорганизоваться ради себя и своего будущего, что они хотят жить в лучшей стране. Пока народ (не провокаторы и радикалы) доказывает – он выше политиков.