Перейти к основному содержанию

Опять бой за Круты

14 марта, 12:18
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Я один из авторов и непосредственный исполнитель Мемориала "Памяти Героев Крут", узнав о ликвидации этого знакового для Украины комплекса, считаю, тот, кто подписал это распоряжение, - стопроцентно кремлевский шпион и предатель народа Украины. Может, Вы нам и вышиванки уже запретите надевать?

Господин Министр обороны Украины, вся ответственность за этот позорный поступок ляжет на Вас. Десятки людей - патриотов Украины принимали участие в создании этого мемориала. Ежегодно тысячи людей из всех уголков Украины приезжают сюда, чтобы почтить светлую память защитников Украины. Сегодня как никогда этот памятник-музей имеет огромную актуальность. И Вы это хотите уничтожить? С прискорбием и отчаянием - заслуженный деятель искусств Украины, художник-монументалист Борис Дедов».

Этот пост появился в Фейсбуке 12 марта. Первоисточником для него стала информация, распространенная в Интернете, о намерении украинского оборонного ведомства расформировать ряд филиалов Национального военно-исторического музея Украины, в том числе - Мемориальный комплекс «Памяти Героев Крут». Через несколько часов шока и возмущения на сайте Министерства обороны Украины появилась новая информация - музей и в дальнейшем будет оставаться в его сфере ответственности «в целях сохранения исторического наследия и военно-патриотического воспитания молодежи». Из чего делаем вывод - когда проект документа готовился, такой цели у его разработчиков не было. Так или иначе, казалось - все, скандальная ситуация исчерпана благодаря адекватной реакции украинских историков и общественности. Более того, убежден, что моя родная Черниговская область сохранила бы комплекс при любых обстоятельствах. Но вопрос в другом - почему такое решение стало возможным в современной Украине? Вряд ли подобное распоряжение мог подготовить предыдущий политический режим - не решились бы по политическим причинам. А сегодня, после всего пережитого, оно почему-то появилось - правда, просуществовало недолго.

Среди шквала возмущения в социальных сетях угадывается знаменитый милюковский слоган: «Что это - глупость или измена?». Чаще всего звучат голоса о предательстве и кремлевской агентуре. Хотелось бы ошибиться, но причина, по нашему мнению, значительно хуже, а развязка - сложнее, чем обычное устранение «спалившихся» агентов России.

Кто подписал директиву, на самом деле нам не очень интересно - и так ясно. Правда, высокое начальство не слишком читает кипы ежедневных бумаг. У него есть помощники, которые готовят почту, предлагают резолюции, иногда - уже сформулированные. Есть ответственные работники, в чьи обязанности входит разработка проектов решений. Последним должен предшествовать анализ ситуации и обоснование необходимости того или иного управленческого шага, выявление нескольких альтернативных вариантов. Есть заместители, которым первые лица делегируют свои полномочия и должны на них опираться, потому что самому за все браться нельзя. Правда, не всегда заместитель - это выбор руководителя. И вот вся эта бюрократическая маширения выдает распорядительный документ, где нет ни малейшего намека на понимание, с чем она имеет дело, а ошеломленные граждане тем временем пытаются понять, в чьих мозгах родилась мысль о возможности ликвидации мемориала в Крутах?

 К сожалению, это не что иное, как свидетельство состояния и качества профессиональной подготовки наших кадров, и не только в упомянутом министерстве. Это своего рода показатель деградации государственного управления в Украине как такового. Похоже на то, что для кого-то из исполнителей мемориал в Крутах оказался пустым звуком, иначе объяснить, каким образом этот комплекс мог появиться в прокрустационном списке, нельзя. О знаменитом бое, вероятно, они знают, но особого значения этому не придают - был и был. Может, слышали и видели ежегодные митинги и возложение цветов, а то и ходили (по приказу) - но кого подобными мероприятиями сегодня удивишь? Поэтому и слово Круты за душу не берет и ничего особенного не напоминает, а мемориал, соответственно, не представляет никакой внутренней ценности - это просто музей, каких много. А тут начальство поставило задачу - уменьшить расходы на содержание бюджетных структур. Почему бы ее не оптимизировать? Что тут такого? Рвение и манкуртизм из Украины никуда не делись. По сути, мы имеем дело с отголосками проблемы, которая привела к сепаратизму.

Действительно, денег особых музей не приносит, а хлопот - больше, чем хотелось бы. Уже который год подряд Украинское государство пытается сократить свои расходы на бюджетную сферу - собственно, именно на это направлена печально известная директива Минобороны. Исключение составляют силовые структуры, но, как видим, не подразделения, которые занимаются сохранением исторической памяти. С точки зрения финансового баланса все правильно - нельзя тратить больше, чем зарабатываешь. Вот только желательно выяснить, куда и сколько уходит бюджетных средств и эффективны ли эти расходы. В конце концов, бюджетных средств не хватает даже в богатых странах (отсюда дефицит бюджета) - вопрос, на что они есть, а на что - нет, какие приоритеты, кто окажется «слабым звеном» при распределении и почему. Как сказал опытный украинский администратор, бюджет - это всегда дискуссия.

Впрочем, доходные варианты существуют. По словам Бориса Дедова, одна столетняя пушка в Крутах может потянуть до ста тысяч долларов - если поторговаться. А там еще и старый паровоз и вагоны первой половины прошлого века - тоже материальная ценность. И оружие времен Украинской революции 1917 - 1921 гг., которое демонстрируется, чего стоит. Это уже деловой подход к делу, не так ли? Даже бюджет за счет расформирования музейного комплекса пополнить можно – при удачных обстоятельствах. Кстати, в XVIII в. Российской империи удалось ликвидировать украинскую казацкую державу, в значительной степени с помощью поощрения коррумпированности ее государственного аппарата.

Чтобы понять ценность комплекса в Крутах, пожалуй, не только исполнителям, но и руководителям высокого ранга надо иметь хотя бы базовые знания о прошлом Украины и понимать, что не все в мире измеряется количеством заработанных средств, а государство - не предприятие, созданное для получения прибыли. Проблема в том, что очень часто за цифрами незаметны ни судьбы людей, ни социальное значение их работы, ни резонанс в обществе. Несмотря на трудности, существуют вещи, которые трогать нельзя, иначе все остальное теряет свой смысл. Это как в выражении Черчилля - если мы сокращаем расходы на культуру, тогда за что мы воюем? Итак, если мы ликвидируем мемориал в Крутах, за что тогда воюем?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать