Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Оттого, что кто-то любит монархиста

Из Экклезиаста мы знаем: важно не то, что сказано, а как понято. Из жизненного опыта вынесли еще одну мудрость: выполнение указаний зависит от специализации исполнителя. Например, если вы домоуправ и кричите из своего кабинета в приемную: «Немедленно разберитесь с Сидоренко», то характер разборки будут определять персоны за дверью. Секретарша  поднимет лицевые счета, сантехник побежит к «стояку» по адресу проживания пана Сидоренко... Но не приведи Господь, если команду услышит оказавшийся при делах бандит...

Перемещаясь из управдомовского кабинета  в высокие, с двойными дверями и средствами защиты от прослушки, мы все равно не уменьшаем проблему разночтений формулировок и воплощения их в жизнь. Речь идет не об истлевших в казематах юстиции артефактах майора Мельниченко, а о вечной любви к мудрости, что на греческом звучит, как философия. Это вам не отдельные указания отдельных людей, а системы взглядов, определяющая мировоззрение  и поведение народов.  Правда, с древнейшей  из наук все происходит по тем же библейским и житейским законам. Умная наука, попадая в головы  разных людей, часто превращается в теорию несусветной глупости. Мы же помним, что произошло с пытливыми исследованиями ученого К. Маркса, пожелавшего разобраться в законах экономического и социального развития. Толстая книжка «Капитала» в руках большевиков оказалась гигантской мухобойкой, прихлопнувшей вместе с буржуазией все классы, кроме пролетариата. Еще одна занятная книжка — «Как говорил Заратустра». Почему коллеги Гитлера поставили ее на одной полке с «Майн капф»? Понравилась  идея сверхчеловека, не самая лучшая из созданных поэтом и композитором, мыслителем и филологом Ф. Ницше, но доступная для понимания лавочникам из НСДАП.

Похожая история  происходит сегодня с «большим русским философом» Иваном Ильиным, чей светлый образ вернули из забытого белогвардейского прошлого внуки рабочих и крестьян — В. Путин, А. Дугин и примкнувший к ним потомок разночинцев Н. Михалков. Говорят, лично Путин финансировал перезахоронение Ильина. Драгоценный философ, как голубой карбункул, извлечен из тела европейского гуся, чтобы украсить философию Кремля новым имперским блеском. Его, конечно, не сравнишь, с Ф. Ницше, а тем более с К. Марксом по   глубине аргументации. Ильин — философ религиозный, и всякое  его утверждение зиждется на апелляциях ко Всевышнему. Тем не менее,  любопытно узнать, почему идеолог белого движения, которого большевики вывезли из страны на «философском пароходе», вдруг оказался  востребованным на родине Ленина—Сталина?

Во-первых, потому, что Иван Александрович за 40 лет жизни в Европе очень невзлюбил континент, считая западную демократию — порождением дьявола. Во-вторых, видел много хорошего в фашизме, что (цитирую) «был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру». Но самым необходимым  в теориях Ильина для путинской системы правления является его проект «О грядущей России». Вот где совпадают величие  замыслов с точностью их воплощения. Рассуждая по Ильину (читай Путину), все государства управляются на принципах корпораций, или учреждений. Корпорации — это западная модель, предусматривающая наличие акционеров со своим словом. А учреждения —  российская: начальнику подчиняются все.  Гениальность философа Ильина — в его предвидении. Кто, кроме гения, мог предположить превращение крупной страны в учреждение, контору, где один начальник будет заправлять всеми делами и распоряжаться общим  имуществом.  Вот девять заповедей набожного Ильина своим  братьям по конторе.

«1. Территория и ее размеры (чем больше эти размеры, тем необходимее сильная власть и тем труднее проводить корпоративный строй).

2. Плотность населения (чем больше она, тем легче организация страны; чем меньше она, тем необходимее начало учреждения).

3. Державные задачи государства (чем грандиознее они, тем меньшему числу граждан они понятны и доступны, тем выше должен быть уровень правосознания, тем труднее корпоративный строй).

4. Хозяйственные задачи страны (с примитивным хозяйством маленькой страны может легко управиться и корпоративное государство).

5. Национальный состав страны (чем он однороднее, тем легче народу самоуправляться).

6. Религиозная принадлежность народа (однородная религиозность масс облегчает управление, разнородная — затрудняет; обилие противогосударственных сект  может стать прямой государственной опасностью и т. д.).

7. Социальный состав страны (чем он первобытное и проще, тем легче дастся народу солидарность, тем проще управление).

8. Культурный уровень народа (чем он ниже, тем необходимее начало учреждения).

9. Уклад народного характера (чем устойчивее и духовно индивидуализированнее личный характер у данного народа, тем легче осуществить корпоративный строй; народ, индивидуализированный не духовно, а только биологически, и притом бесхарактерный — может управляться только властною опекой)».

В длинной цитате, проступают черты злых гениев прошлого и будущего России. Вот что свело в одном времени теорию изгнанного большевиками ученого белогвардейца и практику чекиста, стоящего у руля страны. Стремление к удобству и простоте управления. Не такие фундаментальные мотивации, вроде любви, ненависти, жажды власти и богатств, но важные. Хотя Иван Ильин, как и Фридрих Ницше, не отвечают за интерпретацию своих идей, умерев раньше, чем они превратились в орудие уничтожения свобод и жизни человека.  Мы обращаемся к их трудам и персонам ради постижения мыслей и поступков других людей, ныне сидящих в приемной истории. Их специализация далека от толкования каких-либо научных идей гуманитарной сферы. Просто для  реабилитации их промахов  и оптимизации процесса правления  нужны  подходящие  фигуры. Оттого и велик сегодня Ильин, что  монарх вспомнил о монархисте и что нынешний исторический зигзаг другими теориями не объясняется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать